рефераты бесплатно

МЕНЮ


Авторское право

между отдельными странами, даже если некоторые из их участников или даже

некоторые участники во время заключения такой специальной Конвенции не были

членами Бернского союза, а вступают в этот союз позднее". В связи с этим в

литературе отмечалось, что к таким специальным Конвенциям следует отнести и

Всемирную Конвенцию об авторском праве, которая исключает охрану

произведений, находящихся в общественном достоянии в стране, где

предъявляется требование об охране.

В случае отсутствия специальных соглашений каждая страна может

самостоятельно определять условия применения указанного принципа. В

комментарии к Бернской Конвенции отмечается, что обратное действие может

приобрести большое значение в тех случаях, когда в Союз вступает новая

страна, в связи с необходимостью предоставлять охрану множеству иностранных

произведений, находящихся в сфере общего достояния по любым иным

основаниям, кроме истечения срока охраны. В этой ситуации необходимо

учитывать экономические последствия, которые могут наступить для лиц, ранее

использовавших произведения свободно, так как в случае полного соблюдения

принципа обратной силы, авторы получат исключительные права контроля над не

охранявшимися ранее произведениями. Именно для этого каждой

присоединяющейся стране предоставлена определенная свобода в применении

указанного принципа. Государство может само определять, какие ограничения

существуют для такого обратного действия путем включения соответствующих

положений в свое внутреннее законодательство, а также обязывая суды в

случае судебного разбирательства учитывать ранее приобретенные права.

Однако необходимо акцентировать внимание на том, что, хотя

присоединяющимся государствам и предоставлена определенная свобода

закрепления особых условий о применении принципа обратной силы в

специальных Конвенциях и своем национальном законодательстве, это не

означает полного отрицания принципа обратного действия. Так как эти условия

могут оговариваться лишь при непременном соблюдении норм пунктов 1 и 2

статьи 18.

Новейшие комментарии зарубежных специалистов содержат очень краткий

анализ статьи 18 Конвенции. В одном из них утверждается, что сейчас статья

18 сохраняет свое значение только в тех случаях, когда к Бернскому Союзу

присоединяется новая страна. В этом случае произведения, страной

происхождения которых является член Бернского Союза, и которые до этого

находились в сфере общественного достояния во вновь присоединяющейся

стране, охраняется в соответствии с Бернской Конвенцией с момента

вступления присоединения в силу. Однако это распространяется лишь на

произведения, не попавшие в сферу общего достояния в результате истечения

срока охраны в стране их происхождения. При этом, делая вывод о безусловном

применении принципа обратной силы по Бернской Конвенции, авторы комментария

оговариваются, что "эти положения не так ясны, как может показаться на

первый взгляд".

Другие авторы менее категоричны. Рассматривая не подлежащее ранее

сомнению и обсуждению правила об обратном действии Конвенции, они делают

вывод, что, даже в случае применения тех или иных оговорок и условий,

"нельзя полностью отрицать применение принципа обратной силы в отношении

определенных категорий произведений". При этом, рассматривая вопрос о новых

присоединениях к Конвенции, признается, что "применение пункта 2 может

оказаться более проблематичным". На практике так оно и получилось, так как

появилась возможность истолкования статьи 18 не в духе Бернской Конвенции,

что позволило США и России нарушить все традиции и присоединиться к

Конвенции без обратной силы.

3. ПРИСОЕДИНЕНИЕ К БЕРНСКОЙ

КОНВЕНЦИИ БЕЗ ОБРАТНОЙ СИЛЫ.

ОПЫТ США.

На протяжении 80-ти лет с момента, когда статья 18 Бернской Конвенции

была окончательно сформулирована, она единодушно рассматривалась, как

обязывающая охранять "старые" иностранные произведения. Первой страной,

которая иначе истолковала этот вековой принцип, стали США, присоединившиеся

к Конвенции 1 марта 1989 года. Вступая в Бернский Союз, США предварительно

заявили в своем внутреннем законодательстве, что они не будут предоставлять

охрану произведениям иностранных авторов с обратной силой. Статья 12

вступившего в силу Закона об изменении раздела 17 Свода Законов США по

применению Бернской Конвенции об охране литературных и художественных

произведений в Парижской редакции от 24 июля 1971 года (Закон № 100-568 от

31 октября 1988 года) гласит:

"Раздел 17 Свода Законов США в редакции настоящего Закона не

предоставляет авторско-правовой охраны каким-либо произведениям,

находящимся в общественном достоянии США". Таким образом, США,

присоединяясь к Конвенции, воспользовались нормой пункта 2 статьи 18,

истолковав ее как распространяющую свое действие на любые, не охраняемые

произведения. То есть, если иностранное произведение на 28 февраля 1989

года не пользовалось охраной в США, то оно не будет охраняться новым

Законом, в который трансформированы положения Бернской Конвенции.

Каково же юридическое обоснование такого истолкования "правила об

обратном действии"? Прежде, чем обратиться к рассмотрению хода рассуждений

американских специалистов, необходимо выяснить по каким причинам то или

иное произведение перестало охраняться, попав в сферу общего достояния.

Большинство специалистов, изучавших этот вопрос, ограничились делением всех

произведений, находящихся в общественном достоянии, на две группы:

1. произведения, более не охраняемые по причине несоблюдения

определенных условий и формальностей;

2. произведения, попавшие в сферу общего достояния в результате

истечения общих сроков охраны.

Лишь некоторыми правоведами исследовались причины, по которым срок

предоставляемой охраны истек, а ведь именно здесь и кроется возможность

нетрадиционного толкования статьи 18 Бернской Конвенции. Для того чтобы

выяснить, в результате чего произведения второй группы стали не

охраняемыми, необходимо рассмотреть проблему предоставления охраны

неопубликованным произведениям. Национальные законодательства по-разному

определяют судьбу иностранных неопубликованных произведений, но большинство

стран такие произведения охраняют.

Если неопубликованные произведения иностранных авторов подлежат

защите, то они охраняются в течение определенного срока, который рано или

поздно истекает. Что же является причиной истечения этого срока?

Юридическим правопрекращающим фактом может быть как событие (например,

истечение 30-тилетнего срока охраны пасло смерти автора), так и действия.

Таким действием является опубликование иностранного произведения в стране,

не связанной с другой страной каким-либо международным договором по

авторскому праву. Несомненно, прекращение охраны по этой причине означает

переход произведения в сферу общего достояния вследствие истечения срока

ранее предоставлявшейся охраны, которое не подлежит "оживлению" в

соответствии с пунктом 2 статьи 18 Бернской Конвенции.

Возможность такой интерпретации пункта 2 статьи 18 была обнаружена еще

в 1978 году на заседании группы консультантов, созданной Всемирной

Организацией Интеллектуальной Собственности для "изучения вопроса о

соответствии законодательства США положениям Бернской Конвенции...". Было

отмечено, что на 1 января 1978 года (дата вступления в силу нового Закона

об авторском праве США) все неопубликованные произведения охранялись в США

по общему праву, независимо от гражданства автора. При этом предоставленный

таким произведениям срок охраны моментально "истекал", если произведение

было опубликовано без знака охраны, без соблюдения оговорки об изготовлении

копий произведения в США, а также, если его автором был иностранец,

публикация состоялась в стране, не связанной с США соглашением или

взаимностью. Был сделан вывод, что в соответствии с этой теорией применение

принципа обратной силы не требует восстановления охраны для любых

произведений, попавших в США в сферу общественного достояния. Большинство

консультантов считали, что, если США именно таким образом истолкую пункт 2

статьи 18, то никакого несоответствия между действующим законодательством

США и Бернской Конвенцией в отношении обратной силы не будет.

Такая же позиция была занята Ведомством США по авторским правам и к

представителями Специальной рабочей группы по подготовке присоединения США

к Бернской Конвенции. Они отмечали в своем предварительном и заключительном

докладах, что "статья 18 пункт 2 исключает охрану произведений, попавших в

сферу общего достояния в стране, где испрашивается охрана, вследствие

истечения срока ранее предоставляемой охраны". Необходимо отметить, что

Законом об общем пересмотре авторского права, разделом 17 Свода Законов США

и другими вопросами 1976 года, была существенно сужена, сфера действия

общего права. Статутным правом была также предоставлена охрана

неопубликованным произведениям независимо от гражданства или домицилия

автора (статья 104 а). Это означает, что прежние рассуждения американских

специалистов сохраняют свое значение и применимы на момент вступления США в

Бернскую Конвенцию.

Естественно, что позиция, занятая законодательством США, не могла не

вызвать реакции неодобрения, однако их критика носила достаточно умеренный

характер. Специалисты отмечали, что закрепление такого положения во

внутреннем законодательстве США противоречит интересам других стран-

участниц, обязанных охранять американские произведения с обратной силой.

При этом указывалось, что это может отразиться на решении судов при

рассмотрении дел в отношении "старых" американских произведений.

Правоведами, однако, выражалась надежда на то, что суды США будут

стремиться к разрешению дел в духе конвенционного права.

Необходимо отметить, что такое толкование статьи 18 не вызвало

ответной реакции со стороны других членов Бернского Союза, хотя возможность

такой реакции и предусмотрена статьей 33 Бернской Конвенции. По мнению

специалистов, одной из причин такого молчания явилось то, что до

присоединения к Бернской Конвенции, США участвовали во Всемирной Конвенции

об авторском праве, которая может рассматриваться как специальная конвенция

в смысле пункта 3 статьи 18 Бернской Конвенции, значительно облегчило

принятие занятой США позиции.

США, присоединяясь к Бернской Конвенции, хорошо осознавали, что, не

соблюдая полностью важнейший принцип Конвенции - принцип взаимности в

предоставлении охраны авторских прав - создали угрозу возникновения-

дискриминации в отношении "доконвенционных" американских произведений,

особенно кинематографических произведений, обеспечение охраны которых было

основной целью участия США в Бернском Союзе. Причем, если в некоторых

странах-участницах это может отразиться лишь на принимаемых судебных

решениях, то другие могут привести аналогичную США мотивацию (как уже

упоминалось, многие страны, как и США, охраняют неопубликованные

произведения независимо от гражданства и местонахождения автора) и заявить,

что они не будут охранять "старые" произведения американских авторов. А

вновь присоединяющиеся страны, следуя опыту США, могут вообще не применять

обратной силы. Именно поэтому США стремится к заключению дополнительных

соглашений с вновь присоединяющимися странами, подтверждающих

предоставление охраны "старым" американским произведениям, как это было с

Китаем (членом Бернской Конвенции с 15 октября 1992 года), с которым США

заключили Меморандум Взаимопонимания по вопросам защиты интеллектуальной

собственности еще в январе 1992 года.

Необходимо отметить, что США при вступлении в Бернскую Конвенцию не

раз заявляли, что они придают принципу обратной силы большое значение и

вернутся к рассмотрению этого вопроса позднее, что они и сделали. Была

созвана группа специалистов по авторскому праву для проведения исследований

по вопросам, связанным с обратной силой. Цель работы этой группы - изучение

возможности внесения соответствующих изменении и дополнений в Закон об

авторском праве США, которые могли бы обеспечить предоставление охраны в

соответствии с требованиями статьи 18 Бернской Конвенции. Учитывая

конституционные, экономические и иные факторы, специалисты попытаются

определить, при каких условиях и каким образом могут быть "оживлены"

произведения, находящиеся в сфере общественного достояния. Также будут

проанализированы возможные последствия, которые может повлечь за собой

предоставление охраны таким произведениям для частных лиц и компаний,

свободно использовавших их прежде.

Принимая во внимание, что непредставление охраны с обратной силой

может стать барьером в международных торговых и инвестиционных отношениях,

что отразится на американской экономике, и особенно на ее киноиндустрии,

США заключили 7 октября 1992 года с Канадой и Мексикой Североамериканское

соглашение о свободной торговле, которое вступило в силу с 1 января 1994

года. По этому Соглашению США обязались предоставить охрану изготовленным в

Канаде и Мексике, художественным фильмам, которые стали общим достоянием в

соответствии с параграфом 405 раздела 17 Свода Законов США (отсутствие

знака охраны) до 1989 года. Не подлежит сомнению, что принятое решение

является очень важным прецедентом для предоставления охраны с обратной

силой иностранным произведениям на основе международных договоров.

Итак, рассмотрев опыт США, мы убедились, что существует возможность

присоединения к Бернской Конвенции без обратной силы, истолковав норму

статьи 18 иначе, чем это делалось ранее.

4. ПРИСОЕДИНЕНИЕ РОССИИ

К БЕРНСКОЙ КОНВЕНЦИИ.

В течение многих лет Советский Союз, а потом и Россия, не могли стать

участниками Бернского Союза в силу несоответствия предоставляемой по

национальному законодательству охраны произведениям "уровню Бернской

Конвенции".

Но, несмотря на то, что Закон, принятие которого позволило бы

присоединиться к Бернской Конвенции, вступил в силу только 3 августа 1993

года, некоторыми правоведами уже в 1992 году поднимался вопрос о способе

возможного присоединения России. В частности, один из них отмечал, что

статья 18 Бернской Конвенции не содержит обязательства обеспечения охраны с

обратной силой, и, поэтому не исключено, что Российская федерация при

присоединении к Бернской Конвенции выразит именно такую точку зрения.

Позднее этим же специалистом не раз высказывалось мнение о необходимости

присоединения России к Конвенции без обратной силы, что "для России, для

российских организаций, использующих иностранные произведения" оказалось бы

"наиболее выгодным и безболезненным, особенно в течение первых лет после

присоединения".

13 марта 1995 года произошло долгожданное событие - Россия наконец

стала полноправной участницей Бернской Конвенции об охране литературных и

художественных произведений. При подаче дипломатической ноты о

присоединении Россия уведомила других участников Конвенции о том, что

"действие Бернской Конвенции не распространяется на произведения, которые

на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской федерации уже

являются на ее территории общественным достоянием".

В соответствии со статьей 28 Закона РФ "Об авторском праве и смежных

правах" произведение перестает охраняться, и переходит в общественное

достояние, в результате истечения срока действия авторского права. Как, уже

ранее отмечалось, в случае, если страна предоставляет охрану

неопубликованным произведениям иностранных авторов, срок охраны истекает на

момент опубликования этого произведения в стране, не связанной с ней каким-

либо соглашением об охране авторских прав.

Рассмотрим, как в России решается судьба иностранных неопубликованных

произведений.

Согласно статье 5 Закона "Об авторском праве и смежных правах", охрана

по авторскому праву предоставляется неопубликованным произведениям

иностранных авторов следующим образом:

- если они находятся в какой-либо объективной форме на территории России,

то они охраняются по Российскому законодательству во всех случаях;

- если они находятся в какой-либо объективной форме за пределами Российской

Федерации, то получают охрану на основе международных договоров.

Что касается первой группы неопубликованных произведений, выделенной

законодателем, здесь ситуация вполне понятна: неопубликованные иностранные

произведения, которые находятся на территории России, охраняются по

Российскому авторскому праву. Поскольку само произведение в определенной

материальной форме находится на Российской территории, все противоправные

действия в отношении этого произведения (например, обнародование без

согласия автора, плагиат, переработка и пр.) также могут иметь место на ее

территории, и, следовательно, попадают под Российскую юрисдикцию. Охрана,

предоставленная такому произведению, носит условный характер, так как она

поставлена в зависимость от места последующего опубликования. В случае если

публикация будет иметь место в России, оно будет продолжать находиться под

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.