рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административные правоотношения

Административные правоотношения

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Понятие административного правоотношения и его основные признаки

……………………………………………………………………………….5

2. Виды административных правоотношений:………………………….....24

3. Особенности привлечения военнослужащих к административной

ответственности…………………………………………………….….…..37

Заключение …………………………………………………………………....39

Список используемой литературы...…………………………………………41

Введение

Административно-правовые отношения являются составной частью общественных

отношений и имеют некоторые особенности, отличающие их от других видов

правоотношений. Они достаточно существенны, так как на природу

административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их

возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика

административно-правового регулирования (императивность и односторонность

волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых

норм, т.е. их юридической базы. На первый план выдвигаются предмет и метод

административного права, которые дают необходимую основу для проведения

видовых различий между правовыми отношениями.1

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами

административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере

деятельности исполнительной власти.2

Природа государственно-управленческой деятельности, как и любого

другого вида социального управления, диктует необходимость выделения

субъекта управления. Соответственно его сознательно-волевые проявления

направлены на упорядочение поведения объекта управления.

Это наблюдается во всех случаях использования правовых средств,

независимо от их отраслевой принадлежности, но только административно-

правовые отношения воспринимаются как «властеотношения». Управление

органически сочетается с властью. Следует признать, что не только

административно-правовые отношения являются властеотношениями, но и

государственно-правовые, и финансово-правовые, и природоохранительные, и

уголовно процессуальные, и трудовые, и т.п.

1. Административное Право. Учебник для вузов. Под ред.

Ю.М.Козлова,Л.Л.Попова. М.:ЮРИСТЪ,2002г стр. 17

2. Большой юридический словарь / Под ред. Сухарева А. Я., Зорькина В. Д. и

Каутских В. Е. – М., 1999. – 790

Значит, суть проблемы заключается не в однобокой характеристики

административно-правовых отношений, а в констатации присущих им как

разновидности властеотношений (исполнительная власть) наиболее

показательны. Главное заключается в следующем: управление всегда

предполагает подчинение воли участников совместной деятельности

(общественная жизнь является таковой) единой управляющей воле; в

управленческих отношениях налицо соподчиненность воль. Соответственно, с

одной стороны – авторитет, господствующая воля субъекта управления, с

другой – подчинение ей воли всех иных участников управленческих отношений.

Таково соотношение сторон в регулируемых административным правом

управленческих связях различного рода. Отсюда и властный характер этих

отношений, причем власть является средством волевого регулирования

управленческих процессов и поведения их участников.

Это означает, что организация в государственно-управленческом смысле

осуществляется в особых, присущих исполнительной власти формах.

Таким образом, административно-правовые отношения являются особой

направленных на организацию совместной деятельности людей, что прямо

вытекает из его природы и социального назначения. Поэтому часто его

называют «непосредственно организующей» деятельностью государства.

Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Так,

гражданин может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес

действий исполнительного органа (должностного лица).

Это его несогласие, не влияющее на возникновение правоотношения, тем

не менее, вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе

оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-

правовой спор. 1

__________

1. Административное право России. Учебник. Д.Н.Бахрак. М., Изд. НОРМА,

2002 г. стр. 46

Многие нормы права регулируют отношения между гражданами,

возникающие в сфере государственного и общественного управления. Для их

возникновения, так же как для отношений между всеми другими субъектами

административного права, наличие государственно-властных полномочий у их

участников не обязательно.

Итак, возникновение административно-правовых отношений не

лимитируется участием в них органов государственного управления и

общественных организаций, наделенных государством властными полномочиями.

Они возможны между всеми субъектами административного права в любом их

сочетании.

В ходе написания научной работы мною использовались метод

многоаспектности, сравнительный анализ старых и новых нормативно – правовых

актов, также проведен исторический анализ, при этом в основе написания

работы легли труды выдающихся ученых – специалистов в области

административного права, как Ю.М. Козлов, А. К. Юрченко, Ю.И. Мигачев и

многих других а также законодательство, связанное с административным

правом.

Цель работы является исследование того, как данный вопрос

рассмотрен в разного рода юридической литературе.

Исходя из всего вышеуказанного, задачами работы является:

1. Подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях;

2. Выделение их особенностей, характерных черт, отличай от других

правовых отношений;

3. Обозначить место, которое занимают административно – правовые

отношения в общественной жизни и функционировании государства, как

звена в механизме правового регулирования;

4. Выделить особенности административных отношений в вооруженных силах и

привлечение военнослужащих к административной ответственности.

Основная часть

1. Понятие административного правоотношения.

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами

административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере

деятельности исполнительной власти.

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность

правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому

содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого

правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего

правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное

общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую

форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого

отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон

правоотношения, определяемая нормой и т.п.

Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую

характеристику и способные служить основой для отграничения административно-

правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям

относятся:

- права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью

исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной

власти;

- всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект

административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная

организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

- административные правоотношения практически всегда возникают по

инициативе одной из сторон;

- если произошло нарушение административно-правовой нормы, то

нарушитель несет ответственность перед государством;

- разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в

административном порядке.

- административные правоотношения являются властеотношениями,

построенные на началах “власть-подчинение”, где отсутствует равенство

сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим,

поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-

управленческой деятельности. 1

Подводя итог вышеуказанному, можно дать соответствующее понятие

административного правоотношения, как урегулированное административно-

правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны

выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и

гарантированных административно-правовой нормой.

В юридической теории и практике сложилось устойчивое представление о

властеотношениях, в которых отсутствует юридическое равенство сторон.

Классическим примером отношений равенства сторон, хотя и не во всех случаях

(например, обязательства из причинения вреда), являются гражданско-правовые

отношениями.

Напоминание о властной (иногда ее называют принудительной)

природе права имеет прямое отношение к выявлению особенностей

административно-правовых отношений.

Называя административно-правовые отношения властеотношениями, не

следует впадать в крайность и низводить роль административного права до

уровня полицейского, а административно правовые отношения – до признания

основанных исключительно на государственном принуждении. Однако

распространен именно такой подход к их характеристике.

Властеотношения, как категорию, не следует рассматривать в качестве

_________________

1. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов.-

М.: Издательство «Спарк», 1999г.

специфического свойства административно-правовых отношений, тем более –

безоговорочного. С другой стороны, именно этот их признак является

доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами

государственно-управленческой деятельности.

Природа государственно-управленческой деятельности, как и любого

другого вида социального управления, диктует необходимость выделения

субъекта управления, т.е. той стороны регулируемых административным

правом управленческих отношений, в руках которой концентрируется власть. В

силу этого всегда налицо определенный приоритет воли такого субъекта

(единая управляющая воля). Соответственно его сознательно-волевые

проявления (волеизъявления) направлены на упорядочение поведения объекта

управления. Практическое выражение такой направленности обычно

характеризуется как “команда”; это – мостик к формуле “власть –

подчинение”.

В принципе подобная картина наблюдается во всех случаях использования

правовых средств, независимо от их отраслевой принадлежности, но только

административно-правовые отношения воспринимаются как “властеотношения”.

Управление органически сочетается с властью. В широком социальном смысле

оно осуществляется и в процессе законодательства (законодательная

власть). Все ветви единой государственной власти “властвуют”, т.е. в чисто

юридическом смысле они столь же авторитарны, как и в сфере

государственного управления. Если быть последовательным, то следует

признать, что не только админйстративно-правовые отношения являются

властеотношениями, но и государственно-правовые, и финансово-правовые, и

природоохранительные, и уголовно процессуальные, и трудовые, и т.п.

Значит, суть проблемы заключается не в безапелляционности однобокой

характеристики административно-правовых отношений, а в констатации присущих

им как разновидности властеотношений вообще особенностей.

Властная природа права предопределяет наличие определенной степени

властности и в любом виде регулируемых правовых отношений. В

подтверждение такого вывода можно сослаться на то, что когда был,

подвергнут критике так называемый “административно-командный” стиль

управления, то в виду имелось не только административно-правовое

регулирование, но и гражданско-правовое, хозяйственно-правовое и т.п.

Конечно, для административно-правовых отношений, управленческих по

своей сути, сущностные черты управления в его государственно-властном

варианте (исполнительная власть) наиболее показательны. Главное заключается

в следующем: управление всегда предполагает подчинение воли участников

совместной деятельности (общественная жизнь является таковой) единой

управляющей воле; в управленческих отношениях налицо соподчиненность воль.

Соответственно, с одной стороны – авторитет, господствующая воля субъекта

управления, с другой – подчинение ей воли всех иных участников

управленческих отношений. Таково соотношение сторон в регулируемых

административным правом управленческих связях различного рода. Отсюда и

властный характер этих отношений, причем власть является средством

волевого регулирования управленческих процессов и поведения их участников.

1

Власть осуществляется в различных вариантах правового регулирования.

Это значит, что в любом случае нормативного установления запретов,

дозволений или же прямых предписаний, независимо от конкретного вида

правовых норм, последние служат юридической основой возникновения

властеотношений. Поскольку названные варианты правового регулирования

(метод) характерны, хотя и в различной степени, для гражданского,

финансового, трудового, земельного, уголовного, конституционного и иных

отраслей права, общественные отношения,

______________________

1. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право

Российской Федарации: Учебник. - М.: Зерцало, Теис, 2001г.

регулируемые ими наряду с управленческими, носят на себе определенный

отпечаток властности. Отсюда – соответствующая степень неравенства, которое

обычно приписывается только административным правоотношениям.

Административно-правовые отношения о своей сути являются

организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией функций

исполнительной власти, которые до своему содержанию направлены, прежде

всего, на организацию процесса правоисполнения. В их рамках происходит

обеспечение этого процесса структурными, кадровыми, материальными и прочими

атрибутами, без которых механизм государственного управления вряд ли

может быть реально действующим, Конечно, нельзя забывать, что любой вариант

социального управления, в конечном счете, есть организующая деятельность,

ибо «организация» есть устройство, упорядочение, объединение в единое

целое. Соответственно и законодательная власть действует организующе,

стремясь объединить и упорядочить совместную деятельность членов общества.

Организующе воздействуют на собственную внутреннюю жизнь и общественные

объединения через свои органы управления.

Государственное управление, в сфере которого складываются

административно-правовые отношения, в конечном счете, сводится к

осуществлению функций, направленных на организацию совместной

деятельности людей, что прямо вытекает из его природы и социального

назначения. Поэтому часто его называют “непосредственно организующей”

деятельностью государства. Это означает, что организация в государственно-

управленческом смысле осуществляется в особых, присущих исполнительной

власти формах.

Таким образом, административно-правовые отношения являются особой

разновидностью организационных отношений.

Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Так,

гражданин может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес

действий исполнительного органа (должностного лица).

Это его несогласие, не влияющее на возникновение правоотношения, тем не

менее, вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе

оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-

правовой спор.

Известно, что для разрешения гражданско-правовых споров установлен

особый процессуальный порядок (исковое производство не установлен для

разрешения возможных административно-правовых споров). Как правило,

такого рода споры разрешаются в административном, т.е. во внесудебном

порядке. Это означает, что основной способ их разрешения не выходит за

рамки сферы государственного управления и является одним из атрибутов

государственно-управленческой деятельности. Суть его – в принятии

исполнительным полномочным органом (должностным лицом) юридически-властного

решения по предмету спора, каковым является законность оспариваемого

решения или действия, породивших спорную ситуацию.

Для гражданско-правовых отношений характерна ответственность одной

стороны перед другой. Административным правом установлен иной порядок

ответственности сторон административно-правовых отношений в случае

нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае

ответственность одной стороны наступает не перед второй стороной

правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его

соответствующего органа (должностного лица). Объясняется это тем, что

речь идет фактически о нарушении публично-правовых интересов в сфере

исполнительной власти. Именно поэтому исполнительные органы (должностные

лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на

нарушителей требований административно-правовых норм (дисциплинарная,

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.