Административные правоотношения
Административные правоотношения
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Понятие административного правоотношения и его основные признаки
……………………………………………………………………………….5
2. Виды административных правоотношений:………………………….....24
3. Особенности привлечения военнослужащих к административной
ответственности…………………………………………………….….…..37
Заключение …………………………………………………………………....39
Список используемой литературы...…………………………………………41
Введение
Административно-правовые отношения являются составной частью общественных
отношений и имеют некоторые особенности, отличающие их от других видов
правоотношений. Они достаточно существенны, так как на природу
административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их
возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика
административно-правового регулирования (императивность и односторонность
волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых
норм, т.е. их юридической базы. На первый план выдвигаются предмет и метод
административного права, которые дают необходимую основу для проведения
видовых различий между правовыми отношениями.1
Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами
административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере
деятельности исполнительной власти.2
Природа государственно-управленческой деятельности, как и любого
другого вида социального управления, диктует необходимость выделения
субъекта управления. Соответственно его сознательно-волевые проявления
направлены на упорядочение поведения объекта управления.
Это наблюдается во всех случаях использования правовых средств,
независимо от их отраслевой принадлежности, но только административно-
правовые отношения воспринимаются как «властеотношения». Управление
органически сочетается с властью. Следует признать, что не только
административно-правовые отношения являются властеотношениями, но и
государственно-правовые, и финансово-правовые, и природоохранительные, и
уголовно процессуальные, и трудовые, и т.п.
1. Административное Право. Учебник для вузов. Под ред.
Ю.М.Козлова,Л.Л.Попова. М.:ЮРИСТЪ,2002г стр. 17
2. Большой юридический словарь / Под ред. Сухарева А. Я., Зорькина В. Д. и
Каутских В. Е. – М., 1999. – 790
Значит, суть проблемы заключается не в однобокой характеристики
административно-правовых отношений, а в констатации присущих им как
разновидности властеотношений (исполнительная власть) наиболее
показательны. Главное заключается в следующем: управление всегда
предполагает подчинение воли участников совместной деятельности
(общественная жизнь является таковой) единой управляющей воле; в
управленческих отношениях налицо соподчиненность воль. Соответственно, с
одной стороны – авторитет, господствующая воля субъекта управления, с
другой – подчинение ей воли всех иных участников управленческих отношений.
Таково соотношение сторон в регулируемых административным правом
управленческих связях различного рода. Отсюда и властный характер этих
отношений, причем власть является средством волевого регулирования
управленческих процессов и поведения их участников.
Это означает, что организация в государственно-управленческом смысле
осуществляется в особых, присущих исполнительной власти формах.
Таким образом, административно-правовые отношения являются особой
направленных на организацию совместной деятельности людей, что прямо
вытекает из его природы и социального назначения. Поэтому часто его
называют «непосредственно организующей» деятельностью государства.
Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Так,
гражданин может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес
действий исполнительного органа (должностного лица).
Это его несогласие, не влияющее на возникновение правоотношения, тем
не менее, вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе
оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-
правовой спор. 1
__________
1. Административное право России. Учебник. Д.Н.Бахрак. М., Изд. НОРМА,
2002 г. стр. 46
Многие нормы права регулируют отношения между гражданами,
возникающие в сфере государственного и общественного управления. Для их
возникновения, так же как для отношений между всеми другими субъектами
административного права, наличие государственно-властных полномочий у их
участников не обязательно.
Итак, возникновение административно-правовых отношений не
лимитируется участием в них органов государственного управления и
общественных организаций, наделенных государством властными полномочиями.
Они возможны между всеми субъектами административного права в любом их
сочетании.
В ходе написания научной работы мною использовались метод
многоаспектности, сравнительный анализ старых и новых нормативно – правовых
актов, также проведен исторический анализ, при этом в основе написания
работы легли труды выдающихся ученых – специалистов в области
административного права, как Ю.М. Козлов, А. К. Юрченко, Ю.И. Мигачев и
многих других а также законодательство, связанное с административным
правом.
Цель работы является исследование того, как данный вопрос
рассмотрен в разного рода юридической литературе.
Исходя из всего вышеуказанного, задачами работы является:
1. Подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях;
2. Выделение их особенностей, характерных черт, отличай от других
правовых отношений;
3. Обозначить место, которое занимают административно – правовые
отношения в общественной жизни и функционировании государства, как
звена в механизме правового регулирования;
4. Выделить особенности административных отношений в вооруженных силах и
привлечение военнослужащих к административной ответственности.
Основная часть
1. Понятие административного правоотношения.
Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами
административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере
деятельности исполнительной власти.
Административно-правовые отношения представляют собой разновидность
правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому
содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого
правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего
правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное
общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую
форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого
отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон
правоотношения, определяемая нормой и т.п.
Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую
характеристику и способные служить основой для отграничения административно-
правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям
относятся:
- права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью
исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной
власти;
- всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект
административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная
организация, наделенные государственно-властными полномочиями);
- административные правоотношения практически всегда возникают по
инициативе одной из сторон;
- если произошло нарушение административно-правовой нормы, то
нарушитель несет ответственность перед государством;
- разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в
административном порядке.
- административные правоотношения являются властеотношениями,
построенные на началах “власть-подчинение”, где отсутствует равенство
сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим,
поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-
управленческой деятельности. 1
Подводя итог вышеуказанному, можно дать соответствующее понятие
административного правоотношения, как урегулированное административно-
правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны
выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и
гарантированных административно-правовой нормой.
В юридической теории и практике сложилось устойчивое представление о
властеотношениях, в которых отсутствует юридическое равенство сторон.
Классическим примером отношений равенства сторон, хотя и не во всех случаях
(например, обязательства из причинения вреда), являются гражданско-правовые
отношениями.
Напоминание о властной (иногда ее называют принудительной)
природе права имеет прямое отношение к выявлению особенностей
административно-правовых отношений.
Называя административно-правовые отношения властеотношениями, не
следует впадать в крайность и низводить роль административного права до
уровня полицейского, а административно правовые отношения – до признания
основанных исключительно на государственном принуждении. Однако
распространен именно такой подход к их характеристике.
Властеотношения, как категорию, не следует рассматривать в качестве
_________________
1. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов.-
М.: Издательство «Спарк», 1999г.
специфического свойства административно-правовых отношений, тем более –
безоговорочного. С другой стороны, именно этот их признак является
доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами
государственно-управленческой деятельности.
Природа государственно-управленческой деятельности, как и любого
другого вида социального управления, диктует необходимость выделения
субъекта управления, т.е. той стороны регулируемых административным
правом управленческих отношений, в руках которой концентрируется власть. В
силу этого всегда налицо определенный приоритет воли такого субъекта
(единая управляющая воля). Соответственно его сознательно-волевые
проявления (волеизъявления) направлены на упорядочение поведения объекта
управления. Практическое выражение такой направленности обычно
характеризуется как “команда”; это – мостик к формуле “власть –
подчинение”.
В принципе подобная картина наблюдается во всех случаях использования
правовых средств, независимо от их отраслевой принадлежности, но только
административно-правовые отношения воспринимаются как “властеотношения”.
Управление органически сочетается с властью. В широком социальном смысле
оно осуществляется и в процессе законодательства (законодательная
власть). Все ветви единой государственной власти “властвуют”, т.е. в чисто
юридическом смысле они столь же авторитарны, как и в сфере
государственного управления. Если быть последовательным, то следует
признать, что не только админйстративно-правовые отношения являются
властеотношениями, но и государственно-правовые, и финансово-правовые, и
природоохранительные, и уголовно процессуальные, и трудовые, и т.п.
Значит, суть проблемы заключается не в безапелляционности однобокой
характеристики административно-правовых отношений, а в констатации присущих
им как разновидности властеотношений вообще особенностей.
Властная природа права предопределяет наличие определенной степени
властности и в любом виде регулируемых правовых отношений. В
подтверждение такого вывода можно сослаться на то, что когда был,
подвергнут критике так называемый “административно-командный” стиль
управления, то в виду имелось не только административно-правовое
регулирование, но и гражданско-правовое, хозяйственно-правовое и т.п.
Конечно, для административно-правовых отношений, управленческих по
своей сути, сущностные черты управления в его государственно-властном
варианте (исполнительная власть) наиболее показательны. Главное заключается
в следующем: управление всегда предполагает подчинение воли участников
совместной деятельности (общественная жизнь является таковой) единой
управляющей воле; в управленческих отношениях налицо соподчиненность воль.
Соответственно, с одной стороны – авторитет, господствующая воля субъекта
управления, с другой – подчинение ей воли всех иных участников
управленческих отношений. Таково соотношение сторон в регулируемых
административным правом управленческих связях различного рода. Отсюда и
властный характер этих отношений, причем власть является средством
волевого регулирования управленческих процессов и поведения их участников.
1
Власть осуществляется в различных вариантах правового регулирования.
Это значит, что в любом случае нормативного установления запретов,
дозволений или же прямых предписаний, независимо от конкретного вида
правовых норм, последние служат юридической основой возникновения
властеотношений. Поскольку названные варианты правового регулирования
(метод) характерны, хотя и в различной степени, для гражданского,
финансового, трудового, земельного, уголовного, конституционного и иных
отраслей права, общественные отношения,
______________________
1. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право
Российской Федарации: Учебник. - М.: Зерцало, Теис, 2001г.
регулируемые ими наряду с управленческими, носят на себе определенный
отпечаток властности. Отсюда – соответствующая степень неравенства, которое
обычно приписывается только административным правоотношениям.
Административно-правовые отношения о своей сути являются
организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией функций
исполнительной власти, которые до своему содержанию направлены, прежде
всего, на организацию процесса правоисполнения. В их рамках происходит
обеспечение этого процесса структурными, кадровыми, материальными и прочими
атрибутами, без которых механизм государственного управления вряд ли
может быть реально действующим, Конечно, нельзя забывать, что любой вариант
социального управления, в конечном счете, есть организующая деятельность,
ибо «организация» есть устройство, упорядочение, объединение в единое
целое. Соответственно и законодательная власть действует организующе,
стремясь объединить и упорядочить совместную деятельность членов общества.
Организующе воздействуют на собственную внутреннюю жизнь и общественные
объединения через свои органы управления.
Государственное управление, в сфере которого складываются
административно-правовые отношения, в конечном счете, сводится к
осуществлению функций, направленных на организацию совместной
деятельности людей, что прямо вытекает из его природы и социального
назначения. Поэтому часто его называют “непосредственно организующей”
деятельностью государства. Это означает, что организация в государственно-
управленческом смысле осуществляется в особых, присущих исполнительной
власти формах.
Таким образом, административно-правовые отношения являются особой
разновидностью организационных отношений.
Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Так,
гражданин может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес
действий исполнительного органа (должностного лица).
Это его несогласие, не влияющее на возникновение правоотношения, тем не
менее, вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе
оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-
правовой спор.
Известно, что для разрешения гражданско-правовых споров установлен
особый процессуальный порядок (исковое производство не установлен для
разрешения возможных административно-правовых споров). Как правило,
такого рода споры разрешаются в административном, т.е. во внесудебном
порядке. Это означает, что основной способ их разрешения не выходит за
рамки сферы государственного управления и является одним из атрибутов
государственно-управленческой деятельности. Суть его – в принятии
исполнительным полномочным органом (должностным лицом) юридически-властного
решения по предмету спора, каковым является законность оспариваемого
решения или действия, породивших спорную ситуацию.
Для гражданско-правовых отношений характерна ответственность одной
стороны перед другой. Административным правом установлен иной порядок
ответственности сторон административно-правовых отношений в случае
нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае
ответственность одной стороны наступает не перед второй стороной
правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его
соответствующего органа (должностного лица). Объясняется это тем, что
речь идет фактически о нарушении публично-правовых интересов в сфере
исполнительной власти. Именно поэтому исполнительные органы (должностные
лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на
нарушителей требований административно-правовых норм (дисциплинарная,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|