рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административные правонарушения в области жилищно-коммунального хозяйства и торговли

стороне следует учитывать, что продажа по ценам, превышающим

действующие розничные цены, товаров, специально купленных для

последующей их перепродажи с целью получения наживы, не

подпадает под признаки состава административного

правонарушения, предусмотренного ст. 1502, а квалифицируется

как спекуляция.

2.

Конституция РФ (ст. 8) гарантирует единство

экономического пространства. свободное перемещение товаров,

услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу

экономической деятельности. Единая рыночная экономика. равная

защита всех форм собственности, включая и частную,

предполагают широкое развитие частнопредпринимательской и иной

экономической деятельности, в том числе в сфере торговли.

Статья 34 Конституции РФ предоставляет каждому право на

свободное использование своих способностей и имущества для

предпринимательской и иной не запрещенной законом

экономически; деятельности.

Легальное определение предпринимательства как вида

деятельности приводится в части 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ - это

"деятельность, направленная на систематическое получение

прибыли от пользования имуществом, продажи товаров выполнения

работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом

качестве в установленном законом порядке". Рыночные отношения,

развитие хозяйственных связей допускают приобретение и

перепродажу товаров и лицами, не являющимися

предпринимателями1.

Мелкая спекуляция (ст. 151 КоАП РСФСР). Объективная

сторона мелкой спекуляции является скупка и перепродажа

товаров народного потребления и иных ценностей.

Скупкой является приобретение товаров или иных

предметов, указанных в настоящей статье, с оплатой их

стоимости в денежном или натуральном эквиваленте. Не имеет

значения, где и у кого куплен товар: в нашей стране или за

рубежом, в магазине или на рынке, у законного владельца или в

результате недобросовестного приобретения. Скупка может

производиться как на личные деньги, так и на деньги, взятые

взаймы, в том числе у лица, которому товар продается.

Перепродажа - это продажа скупленного. В составе мелкой

спекуляции, скупка и перепродажа тесно связаны между собой.

Когда продается, хота и по повышенной цене, товар, который

предварительно не был скуплен, например, товар, произведенный

кустарем, или продукт, выращенный на приусадебном участке или

садовом участке, предмет, выигранный по лотерейному билету,

полученный по договору дарения или наследования либо в

качестве вознаграждения за работу, нет состава спекуляции.

Правонарушение признается оконченным в момент

перепродажи скупленных товаров. Для квалификации

правонарушения не имеет значения, проданы ли все скупленные

товары или реализована их какая-то часть.

Есть мнения о том, что настоящая статья должна быть

признана утратившей силу, свидетельствует и история

законодательства об уголовно-правовой ответственности за

спекуляцию.

Законом Российской Федерации от 28 февраля 1991 г. (ВВС

РФ, 1991, № 9, ст. 204) была исключена из Уголовного кодекса

РСФСР ст. 154, предусматривающая уголовную ответственность за

спекуляцию. Было предложено руководствоваться Законом СССР от

31 октября 1990 г. "Об усилении ответственности за спекуляцию,

незаконную торговую деятельность и за злоупотребление в

торговле" (ВВС СССР, 1990, № 45, ст. 953). В преамбуле Закона

отмечалось, частности, что он вводится "в период стабилизации

народного хозяйства при переходе к рыночной экономике"

Законом РФ от 1 июля 1993 г. "О внесении изменений и

дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи

с упорядочением ответственности за незаконную торговлю" (ВВС

РФ, 1993, № 32, ст. 1231) упомянутый Закон СССР признан

недействующим на территории Российской Федерации. Таким

образом, сейчас нет уголовной ответственности за спекуляцию.

В соответствии с Законом СССР от 31 октября 1990 г. «Об

усилении ответственности за спекуляцию, незаконную торговую

деятельность и за злоупотребления в торговле» спекуляцией

признается лишь скупка в предприятиях (организациях) торговли,

а равно иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров

населению, товаров, на которые установлены государственные

розничные цены, и их перепродажа с целью наживы.

Действующее (на момент написания настоящего пособия)

законодательство РСФСР несколько иначе определяет признаки

объективной стороны спекуляции. В соответствии с ним, скупка

предметов спекуляции может производиться не только в

предприятиях торговли, но и у граждан.

Предметом правонарушения законодательством РСФСР

признаются товары народного потребления, причем и такие, на

которые не установлены государственные розничные цены, а также

иные ценности. Подтоварами народного потребления, как

предметами мелкой спекуляции разумеются промышленные,

продовольственные и другие товары, изделия кустарного промысла

и иные ценности, например, грибы, ягоды и т.п., относительно

которых может быть заключена сделка купли-продажи или мены.

Предметами мелкой спекуляции могут быть также ювелирные и

другие бы-говые изделия из драгоценных металлов и драгоценных

камней или лома таких изделий, а равно платежные документы в

рублях, приобретаемые за иностранную валюту без права

обращения их в такую валюту.

Под иными ценностями могут рассматриваться путевки в

санатории или дома отдыха, коллекции марок, монет и т.п.

Вопрос о том, является ли количество предметов

спекуляции по размеру небольшим, решается в каждом конкретном

случае с учетом характера предметов скупки и перепродажи.

Не являются предметом спекуляции по настоящей статье

Кодекса скупка и перепродажа в целях наживы иностранной

валюты, платежных документов в иностранной валюте или

банковских платежных документов в рублях, приобретаемых за

иностранную валюту с правом обращения их в такую валюту,

ответственность за которую наступает по ст. 153 настоящего

Кодекса. Также не является спекуляцией продажа овощей, фруктов

и другой сельскохозяйственной продукции, полученной в

колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях

в счет заработка по договору.

Критерием разграничения спекуляций и указанных действий

является право собственности нарушителя на продаваемые товары.

При спекуляции нарушитель всегда является собственником

продаваемых им предметов.

При квалификации правонарушения следует учитывать, что

перепродажа купленных товаров (предметов) после их переработки

и придания им новых качественных свойств не образует

объективной стороны мелкой спекуляции. Такие действия при

наличии иных, предусмотренных законом признаков, могут

оцениваться как нарушение порядка занятия кустарно-

ремесленными промыслами и другой индивидуальной трудовой

деятельностью (ст. 156), либо как занятие запрещенными видами

индивидуальной трудовой деятельности (ст. 15.7) или как

правомерная индивидуальная трудовая деятельность.

Незначительное видоизменение купленных предметов с целью более

выгодной их продажи не меняет спекулятивного характера скупки

и перепродажи.

Важнейшим элементом (признаком) субъективной стороны

мелкой спекуляции является цель получения наживы в результате

скупки и перепродажи товаров (предметов). Под наживой

понимается доход, который намеревается получить

правонарушитель от перепродажи товара по более высокой цене по

сравнению с ценой, ло которой этот товар был приобретен. С

субъективной стороны мелкая спекуляция характеризуется прямым

умыслом при непременном наличии цели наживы. Лицо сознает

противоправный характер своих действий, направленных на

получение незаконной наживы за счет разницы между покупной и

продажной ценами.

При определении размера наживы нужно иметь в виду

содержание Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. "О

порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом

РСФСР об административных правонарушениях".

Ответственность за мелкую спекуляцию могут нести как

частные, так и должностные лица.1 Если должностное лицо

злоупотребляет при этом своим служебным положением, оно в

зависимости от обстоятельств дела несет также ответственность

дисциплинарную, а в предусмотренных Законом случаях - и

уголовную ответственность. Для квалификации деяния по

признакам правонарушения, предусмотренного ст. 151,

существенное значение имеет размер наживы, которую намеревался

получить правонарушитель. В соответствии с законом такая

нажива не должна превышать 100 рублей. В противном случае

деяние квалифицируется по признакам преступления,

предусмотренного ст. 154 УК РСФСР.

Конфискации при мелкой спекуляции подлежат как товары,

относительно которых уже была заключена сделка перепродажи,

так и товары, которые были обнаружены и также предназначались

для перепродажи.

Для признания деяния мелкой спекуляцией необходимо

установить, что оба действия (скупка и перепродажа)

осуществлены с целью получения наживы. О наличии такой цели в

момент приобретения товара может свидетельствовать количество

купленного и затем перепродаваемого товара, явная

невозможность его использования для личных нужд

правонарушителя и иные подобные обстоятельства. Получение

наживы в результате перепродажи товара в случае отсутствия

такой цели в момент его приобретения не может

квалифицироваться как мелкая спекуляция.

Для квалификации мелкой спекуляции не имеет значения,

получена ли фактически нажива в результате скупки и

перепродажи товара. Неполучение наживы по обстоятельствам,

независящим от правонарушителя, не меняет квалификации деяния.

Так, гр. М., купивший.5 магнитофонных кассет ценой по 9 руб.,

пытался продать их гр. И. за 100 руб. Последний, получив от М.

кассеты, передал ему 45 руб. и пытался скрыться. В связи с

возникшей между ними ссорой М. и И. были доставлены в милицию.

Гр. М. обоснованно был привлечен к административной

ответственности за мелкую спекуляцию.

При квалификации рассматриваемого правонарушения

необходимо учитывать, что мелкая спекуляция, совершенная

лицом, которое в течение года было подвергнуто

административному взысканию за указанное нарушение,

квалифицируется по ч. 2 ст. 151 КоАП РСФСР.

3.

Незаконный отпуск или приобретение бензина или других

горюче-смазочных материалов (ст. 155 КоАП РСФСР). Меры

ответственности за незаконный отпуск или незаконное

приобретение бензина или других горюче-смазочных материалов

применялись в связи с нарушением специальных правил,

устанавливающих порядок отпуска нефтепродуктов

автозаправочными станциями предприятиям народного хозяйства по

предварительно оплаченным единым государственным талонам, а

гражданам - вла-дельцам индиввдуальных транспортных средств -

за деньги. Заправка государственного транспорта должна была

производиться при предъявлении талона установленного образца и

только в течение срока, указанного в талоне. Отпуск бензина по

таким талонам владельцам индивидуального транспорта либо по

чужим, просроченным талонам признавался незаконным и

наказуемым. Равно незаконным признавался обмен горючего на

другие товарно-материальные ценности.

Объективная сторона рассматриваемого состава

административного правонарушения выражается в различных

действиях, нарушающих порядок отпуска и приобретения бензина

или других горюче-смазочных материалов, принадлежащих

государственным или общественным предприятиям, учреждениям и

организациям.

Порядок отпуска бензина и других горюче-смазочных

материалов регламентирован ведомственными нормативными актами-

правилами и инструкциями, издаваемыми соответствующими

органами государственного управления. Так, отпуск горючего на

АЭС регулируется Инструкцией о порядке отпуска и оплаты горюче-

смазочных материалов по единым талонам для заправки грузовых

автомобилей, автобусов и маршрутных автомобилей, утвержденной

Союзглавнефтью 15 апреля 1964 г.. Инструкцией о порядке

приема, хранения, отпуска и учета нефтепродуктов на

автозаправочных станциях (АЗС) Главнефтеснаба РСФСР,

утвержденной 25 октября 1973 г.. Правилами технической

эксплуатации стационарных и передвижных автозаправочных

станции, утвержденными Госкомнефтепродуктом РСФСР 15 апреля

1981 г. и другими актами.

В 90-е годы Правительством Российской Федерации были

приняты кардинальные меры к совершенствованию рынка горюче-

смазочных материалов, обеспечению их рационального

использования и упорядочению системы расчетов. Так, было

издано постановление Правительства от 1 июня 1992 г. № 364,

которым предусматривался переход на отпуск горюче-смазочных

материалов через автозаправочные станции, обслуживающие все

категории владельцев автотранспортных средств, за наличный

расчет. Министерствам и ведомствам Российской Федерации по

согласованию с Министерством финансов РФ было поручено

разработать порядок выдачи водителям автотранспорта

предприятий и организаций наличных денег для приобретения

горюче-смазочных материалов и обеспечить контроль за их

расходованием.

Единые талоны нового образца на отпуск горюче-смазочных

материалов сохранялись для автотранспорта, осуществляющего

междугородные перевозки, до внедрения системы безналичных

платежей с применением кредитных карт1.

Незаконным отпуском признается не любое отступление от

указанных инструкций и правил, а лишь те, которые нарушают

порядок снабжения горюче-смазочными материалами предприятий,

учреждений и граждан. К ним относятся: отпуск горюче-смазочных

материалов по талонам государственного фонда владельцам

индивидуального транспорта; заправка автомототранспорта,

принадлежащего государственным или общественным организациям

(предприятиям, учреждениям), по талонам государственного

фонда, не принадлежащим этим организациям; отпуск по талонам

государственного фонда бензина или дизельного топлива в

канистры и иную тару (помимо заправочных емкостей автомобиля);

отпуск нефтепродуктов. по просроченным талонам или

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.