рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административное право

прав и законных интересов граждан.

Основные права и обязанности граждан России в сфере исполнительной

власти составляют часть прав свобод и обязанностей , закреплённых в

Конституции РФ и конкретизированных в законах и других правовых актах .

На пример граждане России имеют право участвовать в управлении делами

государства как не посредственно , так и через своих представителей.( ст.

32 ).

Граждане России имеют право обращаться лично ,а так же направлять

индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы

местного самоуправления ( ст.33).

Каждый, кто законно находится на территории России ,имеет право

свободно передвигаться , выбирать место пребывания и жительства, свободно

выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться (ст.27).

Также граждане имеют ещё целый ряд прав и обязанностей ,которые закреплены

в Конституции РФ и других законодательных актах.

КоАП установлен определённый процессуальный порядок, который

является важной гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к

административной ответственности за их не правомерные действия в сфере

исполнительной власти. Например : Российская Федерация гарантирует

государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ст.45).

Указам Президента от 1 ноября 1993 года утверждено Положение о Комиссии по

правам человека при Президенте Российской Федерации (САПП. 1993 год №45 .

ст.4325). Комиссия образована с целью усиления гарантий соблюдения прав

Российских граждан. Комиссия может получать материалы, проводить проверки,

посещать любые государственные органы учреждения и организации . Она

составляет ежегодные доклады ,ставит вопросы и вносит предложения ,

рассматривает обращения граждан, расследует случаи нарушения прав

участвует в работе органов СНГ и разработки международных соглашений.

Административно- правовое положение граждан может быть различным .

Оно определяется объемом и характером их административной правосубъектности

, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

Чтобы приобрести права и нести обязанности в сфере исполнительной власти ,

то есть быть участником административных правоотношений , гражданин ,как и

другие субъекты административного права , должен располагать

административной правоспособностью .Под ней понимается фактическая ,

обеспеченная государством возможность иметь субъективные права и выполнять

юридические обязанности административно - правового характера. Она

возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Ст. 19

Конституции провозглашает равенство всех граждан перед законом и судом ,

что гарантируется государством.

Граждане обладают равным объёмом административной правоспособности

в хозяйственной ,социальной, культурной и административно - политической

сферах . Однако это правоспособность может быть частично или временно

ограничена в случаях и в порядке , определённых законодательством .

Например, не все граждане по состоянию здоровья ,согласно Закону от 11

февраля 1993 года “ О воинской обязанности и военной службе” (

Ведомости .1993.№9 ст.325), могут быть зачислены на действительную срочную

военную службу (ст. 20 ).

Уголовный кодекс предусматривает в качестве меры наказания

возможность лишения права занимать определённые должности или заниматься

определенной деятельностью в течении соответствующего срока , а также

лишения воинского или специального звания .Ст.24 КоАП предусмотрена

возможность временного лишения гражданина специально предоставленного ему

права, например, права управления транспортными средствами. Законом РСФСР

от 17 мая 1991 года “О чрезвычайном положении” (Ведомости. 1991. №22. ст.

773 . ) предусмотрена возможность введения чрезвычайного положения,

правовой режим которого выражается в возможности ограничения некоторых прав

и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия.

Административная правоспособность является необходимым условием

административной дееспособности , под которой понимается способность

гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и

выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере

исполнительной власти. Тем самым административная дееспособность выступает

как способность гражданина реализовать соответствующую правоспособность.

Административная дееспособность, как правило возникает по

достижении гражданином 18 -летнего возраста, а в ряде случаев - раньше, в

частности с 16 лет.

Граждане, как правило , обладают равной административной

дееспособностью , однако по состоянию здоровья некоторые из них могут быть

признаны частично или полностью не дееспособными и недиктоспособными.

Дееспособные граждане могут осуществлять субъективные права и обязанности,

вступив в конкретные административные правоотношения и быть стороной ,

обязанной выполнять требования, исходящие от органов исполнительной власти,

или стороной ,реализующей принадлежащие ей права. Конкретные

административные правоотношения возникают как по собственной инициативе

граждан,так и в порядке одностороннего волеизъявления другой стороны ,

наделенной конкретными полномочиями.

Ст.18 Конституции определено, что права и свободы человека и

граждане являются непосредственно действующими. Однако на практике это не

всегда соблюдается .Есть ряд областей жизни, где проявились наиболее грубые

и частые нарушения прав человека. Это беззащитность беженцев и вынужденных

переселенцев, факты не своевременной выплаты заработной платы, издание

незаконных нормативных актов на различных уровнях управления; это

ограничения с выбором места жительства и прописки; превышения власти

правоохранительными и силовыми структурами. Всё острее становится проблема

правового положения Российских граждан и русско-язычного населения в

некоторых странах ближнего зарубежья. Недостаточно чётко в законодательных

актах прописываются предусмотренные Конституцией обязанности и

ответственность государства по обеспечению прав граждан, особенно в

вопросах контроля за соблюдение правоохранительного законодательства. Не

изжиты рецидивы издания закрытых нормативных актов, касающихся прав и

свобод. Принципиальные аспекты гражданства регламентируются Положением о

порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утверждённым Указом

Президента РФ от 10 апреля 1992 года в редакции Указ Президента РФ от

27.12.93 года.( Собрание актов Президента и Правительства РФ 1994 год №4

ст.302).

.Общественные объединения как субъекты административного права .

Право граждан на объединение предусмотрено ст.30 Конституции РФ. Содержание

этого права , основные его государственные гарантии , статус общественных

объединений ,порядок их создания, деятельности , реорганизации , ликвидации

регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 год “ Об общественных

объединениях”, Гражданским Кодексом Российской Федерации и другими законами

об отдельных видах общественных объединений - политических партиях,

профессиональных союзах , благотворительных и других . Под общественным

объединением понимается добровольное самоуправляемое, некоммерческое

формирование , созданное по инициативе граждан , объединившихся на основе

общности интересов для реализации общих целей , указанных в уставе

общественного объединения.

Добровольность формирования- важнейший признак общественного

объединения, при этом граждане имеют право создавать по своему выбору

общественные объединения без предварительного разрешения органов

государственной власти и органов местного самоуправления, а также вступать

в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Эти общественные объединения могут регистрироваться в установленном

порядке. Членами общественного объединения являются физические лица и

юридические лица - общественные объединения , чья заинтересованность в

совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными

заявлениями или документами ,позволяющими учитывать количество членов

общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его

членов. Общественные объединения могут создаваться как общественная

организация ; общественное движение; общественный фонд; общественное

учреждение; орган общественной самодеятельности.

Существуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные

общественные объединения. Запрещается создание и деятельность общественных

объединений , цели и действия которых направлены на насильственное

изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской

Федерации , подрыв безопасности государства создание вооружённых

формирований , разжигание социальной , расовой , национальной или

религиозной розни. Правоспособность общественного объединения как

юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного

объединения в органах юстиции. Из этого вытекает ,что органы юстиции

включают их в единый государственный реестр юридических лиц.

Объём административной правоспособности общественных объединений

может быть различным.

Во-первых ,общественные объединения в определённых случаях выступают в

качестве субъектов, осуществляющих управленческую деятельность в полном

объеме и самостоятельно.

Во-вторых , общественные объединения участвуют в осущевстлении отдельных

управленческих функций..

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения осуществляют

контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов

общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой

налогов.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена на

определённый срок по решению суда в случае нарушения Конституции Российской

Федерации, конституций (уставов) её субъектов, законодательства, а также

совершения действий, противоречащих уставным целям.

Ликвидация общественного объединения осуществляется либо по решению съезда

или общего собрания, либо в судебном порядке.

Решение о ликвидации общественного объединения ,являющегося юридическим

лицом ,направляется в орган, зарегистрировавший общественное объединение,

для исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.

4.Органы исполнительной власти как субъекты административного права .

Органы исполнительной власти представляют собой такую организацию, которая

,являясь частью государственного аппарата ,имеет компетенцию,структуру,

территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном

законом или другим нормативно-правовым актом, пользуется определённым

методом в работе,наделена правом выступать по поручению государства и

призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности

осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально- культурным

и административно- политическим строительством, заниматься межотраслевым

управлением.

Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной

власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции,

а прекращается в связи с их упразднением .

Классификация органов исполнительной власти производится по

территориальному масштабу деятельности и характеру компетенции . С учётом

территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти могут

быть двух уровней:

Федерального и Субъектов России.

В систему органов исполнительной власти в масштабе страны входят:

Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы

исполнительной власти ( государственные комитеты, федеральные службы,

федеральные надзоры, департамент, главное управление и агенство); в

масштабе субъектов Федерации - соответствующие органы исполнительной власти

, которые образуются самими субъектами Федерации.

В зависимости от объёма и характера компетенции органы исполнительной

власти подразделяются на :

а) органы общей компетенции , осуществляющие руководство всеми или

подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности

(Правительство , местные администрации ) ;

б) органы отраслевой компетенции , осуществляющие руководство отдельными

отраслями управления или сферами деятельности (министерство , структурное

подразделение администрации);

в) органы межотраслевой компетенции , осуществляющие межотраслевое

регулирование, межотраслевую координацию, контрольно - надзорные функции

(государственный комитет, федеральный надзор , структурное подразделение

администрации).

Правовое положение органов исполнительной власти ,как субъектов

административных правоотношений, определено соответствующими нормативными

актами.

Правовое положение Президента Российской Федерации определено в гл.4

Конституции . Президент является главой государства, а не главой

исполнительной власти. Как глава государства ,Президент обеспечивает

согласованное функционирование и взаимодействие органов всех ветвей

государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной,

принимает меры по охране суверенитета страны, её независимости и

государственной целостности , выступает Гарантом прав и свобод человека и

гражданина.

Субъектом административного права Президент становится на 4 года в

результате всенародных выборов при вступлении ,в должность он приносит

народу присягу. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными

силами России.

Президент, по вопросам отнесённым к его ведению, издаёт указы и

распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории страны.

Совет безопасности Российской Федерации , как консультативный орган

Президента , дающий ему возможность определять стратегию развития общества

, действует в соответствии с Положением о нём от 3 июня 1992 года (

Ведомости.1992 . №24.ст.1323.). Решения этого органа носят для Президента

рекомендательный характер и оформляются его указами.

Исполнительную власть в масштабах всей страны осуществляет Правительство

Российской Федерации , правовое положение которого определено гл.6

Конституции. Сгласно указу Президента от 10 января 1994 года “О структуре

федеральных органов исполнительной власти “ (САПП.1994.№ 3.ст.190)

исполнительная власть двухступенчатая: Правительство России и федеральные

органы, часть из них подчинена правительству , а другая (10)

непосредственно Президенту.

Правительство издаёт постановления и распоряжения . Свои полномочия

Правительство слагает перед вновь избранным Президентом. Конституция

предусматривает порядок досрочной отставки Правительства.

Правовой статус федеральных министерств и иных федеральных органов

исполнительной власти определяется Положениями о них.

Органы исполнительной власти субъектов образуются самими субъектами

Федерации (ст.11 Конституции). Субъекты Федерации сами определяют правовое

положение своих органов исполнительной власти .

Наряду с системой органов исполнительной власти в Российской Федерации

существуют различные представительства , дополняющие эту систему.

Укрепление государственности - важнейшая задача . Поэтому большое внимание

уделяется формированию системы исполнительной власти, оптимизации её

структур и распределению компетенции между ими. Однако соответствующая

нормативная база ещё недостаточна. В Конституции обозначены лишь её

принципиальные положения .Не установлены права, регулирующие

взаимоотношения между главой администрации и центром, главой администрации

и законодательным органом края , области.

Каждый орган исполнительной власти как субъект административ-ного права

имеет определённые организационную структуру и штаты. Организационная

структура предполагает вертикальную связь между соподчинеными органами

управления и внутреннее построение отдельных органов .Проекты структур и

штатов разрабатываются заинтересованными органами исполнительной власти и

утверждаются компетентным должностным лицом .

Государственные служащие как субъекты административного права .

До недавнего времени под государственными служащими понимался широкий круг

граждан, занимавших оплачиваемые должности в любых государственных

организациях.

Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года было утверждено Положение о

федеральной государственной службе (САПП.1993. №53.ст.5073.),которым к

числу государственных служащих отнесён более узкий круг работников

федерального уровня , осуществляющих профессиональную деятельность по

реализации задач и функций государственной власти.

Федеральным государственным служащим является гражданин Российской

Федерации, исполняющий в установленном законода-тельством порядке

обязанности на государственной должности за денежное вознаграждение за счёт

федерального бюджета. Должность -основа характеристики правового положения

служащего .

Федеральная государственная должность - это учрежденная в установленном

порядке компетентным органом первичная структурная (организационная )

единица , отражающая содержание и объём полномочий занимающего ее лица,

получающего за свой труд денежное вознаграждение за счёт федерального

бюджета .Исходя из этого, внутренняя структура любого государственного

органа рассматривается как определённая система различных по своему

характеру и уровню должностей. Чёткое определение статуса должности ,

характеризующей официальное положение и социальную правовую роль служащего

в государственном органе , необходимо в первую очередь для определения его

дееспособности как субъекта права.

В связи с распадом СССР и созданием СНГ в органах исполнительной

власти в первую очередь на федеральном уровне , необходимо сформировать

служащего нового типа, способного эффективно и правомерно действовать не в

замкнутой аппаратной среде , а общаясь с представителями других независимых

государств- субъектов федерации, организаций, основанных на различных

формах собственности . Государственная служба организуется и действует на

основе ряда принципов :

законности ; обязательности решений вышестоящих в порядке подчинённости

органов и должностных лиц , принятых в пределах их компетенции , для

нижестоящих органов и должностных лиц; подконтрольности и подотчетности

органов и служащих; вне партийности государственной службы ; равного

доступа граждан РФ к государственной службе в соответствии со своими

способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации;

ответственности за не исполнение или ненадлежащее исполнение своих

должностных ( служебных ) обязанностей ; социальной защищённости

государственных служащих ;стабильности государственной службы.

Необходимым условием реализации государственно-служебных отношений

является определение не только должностного положения каждого

государственного служащего, но и других участников государственно-служебных

правоотношений - особенно конкретных государственных органов и должностных

лиц , которым предоставлено право осуществлять приём граждан на

государственную службу и перемещать их по службе , а также установление

форм и методов решения этих вопросов . Для нормального функционирования

государственной службы необходима государственная кадровая политика -

совокупность принципов и норм , которыми руководствуется государство в

своей деятельности по подготовке , подбору , расстановке и оценке

деятельности государственных служащих.

Государственно -служебные отношения делятся на внутренние

(внутриорганизационные ) и внешние . Это деление является основополагающим

и при характеристике государственного служащего как субъекта

административного права, поскольку позволяет проводить различие между

должностными лицами , обладающими государственно властными полномочиями , и

государственными служащими , такими полномочиями не наделенными.

Внутри- организационные правоотношения возникают у каждого

государственного служащего на основе законодательства в связи с замещением

государственной должности . Другой стороной такого правоотношения является

государство в лице органа или должностного лица, уполномоченного назначать

на соответствующую должность.

Внутриорганизационными являются также отношения , возни-кающие у

государственного служащего со своими начальниками с момента замещения

государственной должности по поводу организации работы , распределения

обязанностей , поощрения и ответственности и тп.

Внешними считаются те государственно - служебные отношения ,

которые на основе законодательства складываются между государственным

служащим и другими субъектами (

гражданами , государственными и не государственными организациями ) в

связи с осуществлением им своих должностных полномочий . Эти правоотношения

возникают с момента замещения гражданином государственной должности . Но в

качестве представителя государства может выступать не каждый, а только тот

служащий , который по занимаемой должности наделён государственно -

властными полномочиями - должностное лицо. Государственные служащие, не

имеющие таких полномочий , могут быть участниками лишь внутренних (

внутриорганизационных ) отношений. В зависимости от объёма полномочий

государственные должности делятся на высшие , главные , ведущие , старшие

, младшие.

Должностные обязанности и права - это установленные и гарантированные

государством меры должного и возможного поведения государственного

служащего в области государственно -служебных отношений.

Установление обязанности делает необходимым существования права ;

совокупность обязанностей и прав предопределяет содержание государственно -

служебных отношений . Обязанности и права устанавливаются не для каждого

государственного служащего , а для должности , поэтому зависят от задач и

функций органа. Существуют общие должностные и специальные обязанности и

права : руководителей других должностных лиц , а также всех государственных

служащих.

Законодательством определены порядок приёма на государственную службу ,

прохождение испытательного срока , особенности условий государственной

службы , порядок проведения аттестации , замещения должностей и присвоение

классных чинов и другие вопросы прохождения службы.

Прекращение государственной службы может происходить по таким

основаниям , как :

- отставка государственного служащего ( по достижении предельного для

службы возраста , по заявлению о его добровольной отставки в связи с

достижением возраста , при котором назначается пенсия на общих основаниях и

др.);

- увольнение служащего в связи с утратой гражданства России;

- за невыполнение или ненадлежащее выполнение служащим возложенных на него

обязанностей ;

- призыв служащего на военную службу или поступление его в учебное

заведение;

- перевод служащего с его согласия , на службу в другой государственный

орган ;

- отказ служащего от перевода на службу в другую местность вместе с

государственным органом , а равно отказ от продолжения службы в данном

органе в связи с изменением существенных условий службы.

Особыми видами федеральной государственной службы являются:

- военная служба ;

- государственная служба сотрудников органов внутренних дел;

- государственная служба в федеральных органах налоговой полиции.

Соответствующие государственно служебные отношения регулируются законами

и иными нормативными актами.

Таким образом административное право характеризуется большим числом

субъектов ,притом с разнообразными полномочиями как в смысле их объёма ,

структуры , так и правовых свойств. Это обусловлено большим объёмом сферы

административно- правового регулирования , особенно в области

государственного управления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Д.Н. Бахрах. Административное право. М., 1993.

Ноздрачев А.Ф. Административное право. Фундаментальный курс. М., 1992.

.М. Козлов. Советское административное право. М., 1984.

-----------------------

[1] Д.Н. Бахрах. Административное право. М., 1993. С. 3.

[2] Д.Н. Бахрах. Административное право. М., 1993. С. 3.

[3] Ноздрачев А.Ф. Административное право. Фундаментальный курс. М., 1992.

С. 8.

[4] Ю.М. Козлов. Советское административное право. М., 1984. С. 23.

[5] Д.Н.Бахрах. Административное право. М., 1993. С. 7.

[6] Д.Н.Бахрах. Административное право. М., 1993. С. 15-16.

[7] Ноздрачев А.Ф. Административное право. Фундаментальный курс. М., 1992.

С. 27.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.