рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административное право

права и обязанности.

Иначе строится административно - правовое регулирование. Очень

часто нормами четко определяется, когда и между какими субъектами

должны возникать правовые отношения, каковы будут права и обязанности

сторон, так, отношения граждан, связанные с получением паспорта,

призывом на военную службу, получение прав на управление транспортом,

возникают при заранее определенных обстоятельствах с определенными

органами исполнительной власти, при этом права и обязанности сторон

четко закреплены юридической нормой.

Особенности предмета обуславливают специфику метода

регулирования.

Административное право закрепляет юридическое неравенство

субъектов, право носителей административной власти во внесудебном

порядке воздействовать на граждан и организации. Нам административно -

правовое регулирование управления обеспечивает внедрение в сферу

администрирования демократических начал.

В управленческих отношениях есть субъект и объект воздействия.

Их правовое опосредование превращает обе стороны в субъектов

правоотношений, носителей определенных прав и обязанностей, закрепляя

демократические начала формирования административной власти и контроль

за ее деятельностью, рациональные формы организации управленческого

труда, разнообразные права граждан, механизмы решения конфликтов,

четкие процедуры и другое. Административное право придает

управленческим отношениям цивилизованный характер, способствует

развитию в них демократии. Наряду с предметом и методом регулирования,

третьей особенностью самостоятельной отрасли права является ее

целостность. Это довольно четко просматривается в административном

праве. Единый предмет и единственный метод правового опосредования

реальных общественных отношений предопределили взаимосвязь образующих

отрасль юридических норм.

Административное право - целостная система правовых норм и

институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования.

Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые

определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли

существует субординация норм разной юридической силы, общих и

социальных. А в целом отрасль создает специфический административно -

правовой режим регулирования.

“ Под юридическим режимом следует понимать особую, целостную

систему регулятивного воздействия, которая характеризуется

специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и

формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления,

спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых

принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность

прав”.[5]

Вот основные направления, регулирующие общественные отношения.

СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РФ.

Административное право как отрасль права представляет собой в

общем виде огромный, разобранный на множество нормативных актов

конгломерат различных правовых норм. Чтобы привести такое собрание норм

в стройный порядок, наука распределяет их по группам, из которых каждая

образует институт. В результате создаётся стройная система норм

административного права.

На сегодняшний день административное право знает две основные

системы: институционную и отраслевую.

Институционная система, представляющая собой перенос гражданско-

правовой схемы в область административного права, показывает нормы,

отрасли наиболее полно. Преимуществом данной системы является то, что

она группирует значительную часть правовых норм вокруг главных

субъектов государственно-управленческих отношений, какими являются

органы исполнительной власти, граждане, общественные объединения.

Образуемые в пределах институционной системы правовые институты (органы

исполнительной власти, государственной службы, административного

принуждения) охватывают нормы административного права, регулирующие

однородные общественные отношения, которые возникают во всех или в

большинстве отраслей государственного управления. Данные правовые

институты образуют общую часть административного права.

Отраслевая система административного права группирует нормы

административного права с учётом исключительно отраслевых аспектов

государственного управления и приводит к выделению обширного ряда

правовых институтов:

Управление экономической сферой.

. Управление промышленным комплексом;

. Управление агропромышленным комплексом;

. Управление транспортно-дорожным комплексом и связью;

. Управление в сфере экологии;

. Управление финансами и кредитом.

Управление в социально-культурной сфере.

. Управление образованием;

. Управление в области науки;

. Управление в области культуры;

. Управление в области труда и социального развития;

. Управление здравоохранением.

Управление в административно-политической сфере.

. Государственное управление в области обороны;

. Управление в области безопасности;

. Управление в области внутренних дел;

. Управление иностранными делами;

. Управление в области юстиции.

Нормы данных правовых институтов регулируют отраслевые управленческие

отношения, специфику каждой отдельной отрасли. Они образуют так

называемую особенную часть административного права.

ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РФ.

Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения.

Они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди,

которым они адресованы. Нормы права включают пункты, параграфы в акты

государственных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы,

являются источниками права, внешними причинами его выражения.

Источниками административного права являются акты

государственных органов, в которых содержатся административно -

правовые нормы.

Важнейшей особенностью отрасли являются разнообразие и множество

источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли:

разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью

своевременного юридического опосредования социальных процессов,

объективной потребностью исполнительной власти.

Для правовой регламентации управления нужно большое число

законов и еще большее число конкретизирующих их подзаконов, нормативных

актов.

Существует значительное число чисто административно - правовых

источников. Но много “ смешанных” многоотраслевых, в которых

одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например,

административного и уголовного).

В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а

значит, и по их юридической силе все источники административного права

нужно разделить на несколько типов:

I. Акты Советов народных депутатов;

1) Законы (Конституция РФ и Конституции республик, входящих в РФ, Основы

законодательства, Законы, кодексы);

2) Решения краевых, областных, окружных, районных, городских и т.д.;

II. Акты государственной администрации;

1) Указы, распоряжения Президента;

2) Постановления, распоряжения Совета министров;

3) Приказы, постановления министров, государственных комитетов и других

ведомств;

4) Постановления, распоряжения глав администраций;

5) Приказы, постановления иных органов управления;

6) Приказы руководителей государственных предприятий, учреждений.

К этому классу нормативных актов относятся также акты органов

исполнительной власти республик, входящих в РФ (Президента,

правительства, министерства и других органов республики).

III. Союзные акты (акты органов бывшего СССР). Существование

третьего типа источников связано с тем, что вплоть да начала 1992 года

в числе источников административного права преобладали акты высших и

центральных органов СССР. После распада СССР эти акты продолжают

действовать на территории РФ при двух условиях:

1) если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ.

2) если они не противоречат российскому законодательству.

IV. Международные акты. В соответствии с Конституцией РФ “

общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека,

имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права

и обязанности граждан РФ”. Международными актами, например,

регулируются некоторые вопросы безвизового пересечения границ,

таможенного контроля, дорожного движения.[6]

Единого административного кодекса нет и его невозможно создать.

Во - первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое

огромное число норм, которого требует правовое регулирование

управления.

Во - вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию

правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на

местах возможности регулирования общественных отношений.

В чем же заключается основная доминирующая роль источников права

в формах выражения административного права.

Под источниками административного права понимают различные формы

его выражения, в которых норма административного права понимается как

различные формы его выражения, в которых норма административного права

проявляет все властно - регулирующие воздействия на общественные

отношения.[7]

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РФ.

Субъект права в любой отрасли права - это обладатель ,

носитель определенных прав и обязанностей , которыми он

наделен в связи с необходимостью реализации своих

жизненных потребностей , полномочий , возложенных на него

правовым актом , участием в жизни общества , коллектива ,

государства.

В административном праве нормы реализуются гражданами

, их объединениями , государственными органами и т.д. , которые и

являются в этом случае субъектами административного права ,

носителями конкретных прав и обязанностей.

Полномочия , которыми наделены субъекты

административного права , имеют определенные особенности по своему

характеру , объему , формам выражения.

Полномочия субъектов административного права могут

выражать право гражданина на получение высшего образования

или занятия предпринимательской деятельностью или только обязанности

, например , обязанность граждан и организаций блюсти правила

общественного порядка , благоустройства , являться в

правоохранительные органы по их вызову и т.д. Есть полномочия ,

состоящие из правообязанностей , например , право обучаться в

образовательном учреждении и обязанность получить там определяемый

государством обязательный минимум образования . Полномочия , которыми

наделен субъект административного права , предоставляются ему в одних

случаях по его желанию , например , гражданин обращается с

заявлением в государственный орган , в другом случае - вопреки его

желанию , например , лицо при привлечении его к административной

ответственности , наделяется обязанностями исполнить меру административного

взыскания , имея при этом определенные права и обязанности , в том

числе по принудительному исполнению. Права и обязанности субъекта

административного права образуют его правовой статус.

Правовой статус - категория комплексная , отражающая

взаимоотношения личности и общества , гражданина и государства ,

индивида и коллектива.

Правовой статус субъекта административного права образуют нормы

общие для всех субъектов , например , нормы о праве обращения

субъектов в государственные и иные органы с заявлениями , жалобами

, предложениями . Наряду с общими нормами , правовой статус субъекта

административного права объединяет значительное число норм , которые

реализуются только данным субъектом , например , правила учреждения

общественных объединений , закрепленные в законодательстве ,

адресованы только этим субъектам административного права . В

зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного

права делятся на группы и виды.

Поэтому целесообразно с точки зрения практики правового

регулирования и изучения данной проблемы классифицировать субъекты

административго права на группы, каждая из которых имеет свой

административно- правовой статус . Субъекты административного права

разделяются на две группы : физические лица и организации . В основу

такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса , так и

в наборе полномочий субъектов - многие полномочия физических лиц присущи

только им и совсем не свойственны организациям и наоборот , например, право

жалобы, право и обязанность иметь Устав организации .

Физические лица , как субъекты административного права , категория

родовая и охватывает четыре вида субъектов: личность, гражданин,

иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид). За основу выделения

этих видов приняты степень связи лица с данным государством и производный

от этого объем прав и обязанностей лица : у гражданина Российской Федерации

один объем правового статуса, у лица без гражданства, хотя и проживающего

на территории РФ , иной объем , у иностранного гражданина на территории РФ

- третий.

Организации как субъекты административного права , так же должны быть

разделены на виды и группы.

В первую очередь все организации следует разделить на государственные

и не государственные .

Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия,

порученные им государством , базируются на государственной собственности и

управляются государством, к числу государственных организаций относятся

органы государства (представительной власти , исполнительной власти и

другие ), государственные предприятия и учреждения ( образовательные ,

научные , учреждения культуры и другие ).

Организации не государственные не выполняют государственных задач и

функций , хотя и могут способствовать этому, например, в области охраны

порядка и безопасности народные дружины не финансируются государством и им

не управляются , профсоюзы, спортивные организации и другие общественные

объединения граждан , кооперативные объединения, политические партии и

другие. Эта классификация не государственных организаций проводится по их

целям , форме собственности , территориальным масштабам деятельности .

Для системы министерства внутренних дел, как государственной

системы, характерно наличие в ней субъектов административного права в виде

государственных организаций . Но законодательство допускает участие личного

состава и в организациях не государственных , например, в профсоюзах ,

спортивных организациях и других .

. Граждане как субъекты административного права .

В условиях устойчивого гражданского общества и правового государства

правовое регулирование положения личности,человека должно занимать

центральное, приоритетное место, здесь право и государство в лице своих

органов и должностных лиц призваны быть на службе у общества , его членов.

Высшая цель государства и права ,как средства реализации государством своих

задач и функций - обеспечение развития гражданского общества, охрана

порядка и безопасности лиц его составляющих.

Различают субъект административного права и субъект административного

правоотношения.Субъекты административного права определяются в нормах права

как вообще граждане, общественные объединения , государственные

организации, не государственные организации , предприятия учреждения ,

трудовые коллективы.Они могут в течение длительного времени не вступать ни

с кем в административные правоотношения, то есть не становиться их

субъектами.

Субъект правоотношения всегда конкретен. Субъекты административных

правоотношений- это конкретные участники , стороны правоотношения,

наделённые обязанностями и правами в сфере исполнительной власти и

способные их осуществлять.

Субъекты административного права могут стать субъектами

административных правоотношений, если имеются три условия:

1. Административно-правовая норма, предусматривающая права , обязанности

субъекта:

2. Административная правоспособность и дееспособность субъекта:

3. Основание возникновения изменения и прекращения правоотношени

( юридический ) факт.

Главной особенностью граждан как участников административных

правоотношений является то ,что оно выступают в качестве частных лиц, то

есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере

исполнительной власти а не права государственных или не государственных

организациях их должностных лиц поэтому административные правоотношения

между гражданами и соответствующего органа наделенного государственно -

властными полномочиями , могут складываться в связи :

1.С реализацией гражданами принадлежащим им по закону прав в сфере

исполнительной власти ;

2.С выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере исполнительной

власти;

3.С нарушением гражданами своих правовых обязанностей в этой сфере;

4.С нарушением органами исполнительной власти или их должностными лицами

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.