рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права

передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской

Федерации» от 25 июня 1993 г., отменивший прописку и установивший взамен ее

регистрацию граждан и уведомительный порядок ее реализации; Федеральный

закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую

Федерацию» от 18 июля 1996 г, который установил право граждан РФ свободно

выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в свою страну;

Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г.,

значительно расширивший права граждан в сфере торговли, предоставления

услуг и работ; эти права и обязанности граждан получили дальнейшую

конкретизацию и развитие в правилах продажи отдельных видов товаров,

утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998г.

В-пятых, значительно повышается роль суда в защите прав граждан в

сфере государственного управления. В соответствии с Законом РФ «Об

обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

от 27 апреля 1993 г. (с изменениями и дополнениями, которые внес в него

Федеральный закон от 14 декабря 1995 г.) каждый гражданин вправе обратиться

с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями)

или бездействием государственных органов, органов местного самоуправления,

учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или

должностных лиц, государственных или муниципальных служащих нарушены его

права и свободы.

Согласно ч. 2 ст. 11 ГК РФ, любое решение, принятое в административном

порядке, также может быть обжаловано в суд. Существенно расширяется

юрисдикционная подведомственность судов и судей по рассмотрению дел об

административных правонарушениях.

Конкретизируя, дополняя, детализируя нормы конституционного права, а

также других отраслей права, например налогового, таможенного, бюджетного,

экологического права в сфере государственного управления, нормы

административного права определяют многие дополнительные права и

обязанности граждан и, что особенно важно, механизмы их реализации и защиты

от нарушений.

Административное право регламентирует права и обязанности граждан не

только в сфере публичной управленческой деятельности, но и управляемой

деятельности. Пример тому — правила пожарной безопасности, поведения в

общественных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, правила, регулирующие

преподавание в учебных заведениях, санитарные правила и т.д. Органы

управления контролируют соблюдение этих правил и применяют меры

государственного принуждения за их нарушение. Поэтому административное

право определяет, какие деяния (действие или бездействие) являются

административными правонарушениями, устанавливает виды и меры

административной ответственности за их совершение, порядок производства по

делам о таких правонарушениях.

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно

объединить в четыре блока.

Первый - охватывает права и обязанности граждан, необходимые им для

участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через

своих представителей, а также посредством равного доступа к государственной

службе (ст. 32 Конституции РФ). При этом понятие участие в управлении

«делами государства» является чрезвычайно широким и, по существу,

охватывает все сферы жизни страны. Вместе с тем особенность данной группы

прав и обязанностей граждан в государственном управлении состоит в том, что

их реализация требует прежде всего активного волеизъявления самих граждан

как субъектов административного права.

Второй блок прав и обязанностей граждан отличается тем, что для их

реализации необходима активная деятельность и как минимум — содействие

исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления.

В самом деле, без поддержки, помощи и соответствующей реакции органов

государственного управления граждане не в состоянии реализовать свое право

на проведение собраний, митингов, демонстраций и других публичных

мероприятий (ст. 31 Конституции РФ), право на объединение для защиты своих

интересов (ст. 30), право на обращение лично, а также направлять

индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы

местного самоуправления (ст. 33), право на возмещение государством вреда,

причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов

государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), и т.д.

Третий блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного

управления (личных, экономических, социальных) характерен тем, что их

реализация требует от органов исполнительной власти, должностных лиц

многообразной функциональной деятельности по их защите, государственной

гарантии, созданию условий для практического осуществления, наконец, просто

доброжелательного отношения. Так, каждый гражданин имеет право, без всякого

различия, на равную защиту закона, на равную защиту от какой бы то ни было

дискриминации, никто не может быть подвергнут произвольному аресту,

задержанию или изгнанию и т.д. На этой основе этих нормативных актов

обеспечивается защита прав граждан, например, как потребителей в сфере

торговли и предоставления услуг, пользователей средствами связи и массовой

информации, гарантируются права граждан в области образования и

здравоохранения, физкультуры и спорта.

Четвертый блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного

управления связан с их участием в деятельности органов исполнительной

власти, например, в качестве членов научно-технических, экспертно-

консультативных, координационных советов, межведомственных и рабочих

комиссий, внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе

членов организаций, действующих целиком на общественных началах, — например

добровольных народных дружин.

Реализуя свой правовой статус в сфере государственного управления,

граждане вступают в самые разнообразные административные правоотношения.

Они возникают, изменяются или прекращаются по поводу реализации гражданами

принадлежащих им прав (право на поступление в высшее учебное заведение); в

связи с выполнением возложенных на граждан обязанностей (обязанность

гражданина представить на технический осмотр принадлежащий ему автомобиль);

ввиду нарушения органами государственного управления и местного

самоуправления и их должностными лицами прав и законных интересов граждан

(например, отказ без достаточных оснований в выдаче заграничного паспорта);

по факту нарушения гражданами их административно-правовых обязанностей,

влекущего ответственность за административные правонарушения или

дисциплинарные проступки.

Органы исполнительной власти действуют на основе законов, но Многие из

них при этом обладают правом издания нормативных актов, которые регулируют

деятельность предприятий, учреждений и организаций, а также граждан, т.е.

участвуют в определении их прав и обязанностей. Гражданин может, конечно,

не реализовать право, предоставленное ему, но он не может отказаться от

самого этого права, поскольку оно установлено властным путем — законом или

на основе закона. Все это связано с тем, что государственный орган,

должностное лицо, осуществляющее исполнительно-распорядительную

деятельность, действует по поручению государства, выражает государственную

волю, участвует в выполнении функций государства, обеспечивая и защищая

административно-правовой статус гражданина.

2.1 Административно-правовая охрана прав и свобод граждан в сфере

государственного управления

Права и свободы граждан в сфере государственного управления, так же

как и в других сферах общественной жизни, реально обеспечиваются социально-

экономическими условиями. В нашей стране существует система экономических,

политических, организационных и юридических гарантий прав и свобод граждан.

Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу

промышленности, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс

рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий

прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое

другое.C этой точки зрения экономические гарантии прав и обязанностей

граждан в сфере государственного управления в современных условиях,

конечно, малоэффективны и ярким подтверждением тому служит, в частности,

состояние налоговой системы в стране. Экономические гарантии — это

материальные условия для фактической реализации прав и свобод граждан. Они

базируются на экономической системе России, основу которой составляют

частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена

на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие

человека.

Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают

приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и

свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое

многообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с

Президентом РФ как гарантом Конституции РФ, Разумный компромисс

законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, широкое

согласие в многонациональном обществе и огромном федеративном государстве,

объединяющем 89 субъектов РФ, и т.д.

К политическим гарантиям относятся:

— принадлежность государственной власти народу;

— соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина

государством;

— широкие возможности для участия граждан в управлении

делами государства и общества.

Организационные гарантии состоят в том, что в своей деятельности

государство должно исходить из единства системы государственной власти,

разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной

власти России и органами государственной власти субъектов федерации,

разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и

судебную. Организационные гарантии заключаются также в деятельности

государственных органов, прежде всего правоохранительных, по практическому

претворению в жизнь прав и свобод граждан и возложенных на них

обязанностей.

Юридические гарантии — это система правовых норм, определяющих условия

и порядок реализации прав и свобод граждан, а также средства их охраны и

защиты. Ведущее место в этой системе принадлежит конституционным нормам,

которые устанавливают, например, гарантии прав и законных интересов граждан

путем предоставления им права:

— обжаловать решения и действия органов государственной власти,

органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных

лиц;

— на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и

здоровье, на личную свободу и имущество;

— на возмещение государством ущерба, причиненного незаконными

действиями (или бездействием) государственных органов и их должностных лиц.

Административно-правовая охрана прав и свобод граждан регламентируется

нормами административного законодательства, которые регулируют порядок

реализации права граждан на государственную службу, образование,

пользование достижениями культуры и др. Они оберегают жизнь и здоровье,

честь, достоинство, личную свободу граждан, устанавливая правила поведения

в общественных местах, правила пожарной безопасности, правила дорожного

движения и др.

Наряду с наличием административно-правовых норм, содержащих гарантии

против любых нарушений прав и свобод граждан, важная роль в их охране

административно-правовыми средствами принадлежит органам исполнительной

власти и их Должностным лицам. Милиция призвана защищать жизнь, здоровье,

права и свободы граждан, собственность, обеспечивать личную безопасность от

преступных и иных противоправных посягательств

Вместе с тем законодательством предусматриваются специальные гарантии

охраны прав и свобод граждан в государственном управлении. К ним относятся

право и обязанность вышестоящих органов исполнительной власти осуществлять

контроль за работой нижестоящих органов, в частности за правоприменением,

связанным с реализацией гражданами своих прав и свобод, а также

деятельность контрольно-надзорных органов (государственных инспекций, служб

и др.).

Важная роль в защите прав и свобод граждан принадлежит суду,

правоохранительным органам: прокуратуре, органам внутренних дел.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об

обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что

неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов

местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений,

общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы,

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно

на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к

какой-либо ответственности. Суды, разрешая административно-правовые споры

между гражданами и органами исполнительной власти, контролируют законность

действий органов и их должностных лиц в части соблюдения прав и свобод

граждан, восстанавливают нарушенные права граждан. Суды рассматривают дела

о восстановлении на работе, жалобы на постановления о наложении

административных взысканий и др.

Деятельность прокуратуры направлена на укрепление законности и

правопорядка и имеет задачей охрану от всяких посягательств социально-

экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных

и гарантированных Конституцией, федеральными и иными законами. В порядке

надзора за законностью актов установления прокуроры опротестовывают

незаконные акты, добиваются отмены актов, которые нарушают права и свободы

граждан. В частности, прокуроры проверяют законность административного

задержания граждан и применения соответствующими органами и должностными

лицами мер воздействия за административные правонарушения.

Значительная роль в охране прав и свобод граждан принадлежит

общественным объединениям: профессиональным и творческим союзам, обществам,

товарищеским судам и другим общественным формированиям.

Для этих гарантий изначальным и универсальным гарантом прав и

обязанностей граждан может быть только закон, а в широком смысле — все

законодательство и, прежде всего, нормы административного права,

включающего в себя не только законы, но и подзаконные правовые акты,

которые в большом количестве принимаются органами исполнительной власти и в

целом органами государственного управления. Для того чтобы законы и

подзаконные акты действительно являлись гарантией прав и обязанностей

граждан и не"превратились в инструмент ограничения, стеснения или вообще

отмены тех или иных прав и свобод и возложения на граждан новых

необоснованных обязанностей, Конституцией РФ предусмотрен ряд положений,

позволяющих исключить такой негативный вариант правотворчества.

Во-первых, в РФ не должны издаваться законы, а следовательно, и

подзаконные акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и

гражданина. Во-вторых, их ограничение возможно только федеральным законом и

лишь при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных ч. 3ст.55

Конституции РФ, только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты

основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных

интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности

государства. В-третьих, определены права и свободы граждан, вообще не

подлежащие ограничению. К ним ст. 56 Конституции РФ относит право на жизнь,

достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной

тайны, защиту своей чести и доброго имени, недопустимость сбора, хранения

информации о частной жизни лица без его согласия, свободу совести и свободу

вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и

имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом

экономической деятельности и ряд других. В-чётвертых, любые нормативные

правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и

гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для

всеобщего сведения.

Данные конституционные положения создают определенные границы или

юридические ориентиры для государственных органов и их должностных лиц,

реализующих судебные и внесудебные гарантии прав и обязанностей граждан.

Разумеется, судебные гарантии являются предпочтительными, ибо суды и

единолично судьи, в целом система правосудия выделяется Конституцией РФ и

по справедливости ставится на первое место в защите прав и свобод граждан

(ст. 18 и 46 Конституции).

Суды, рассматривая уголовные, гражданские, хозяйственные (арбитражные

суды) и другие категории дел, в том или ином виде осуществляют контроль за

соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и

свобод граждан, созданием условий для выполнения ими своих обязанностей.

Суд и судьи все в большем объеме рассматривают дела, вытекающие из

административных правоотношений, административно-правовых споров,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.