рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права

принятое органом исполнительной власти постановление в суд, если считает,

что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может и

не обжаловать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе

исполнительной власти государственную должность государственной службы,

обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать

соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии

достаточных оснований возбудить производство по делу об административном

правонарушении; данное постановление является реализацией его правового

статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего

правового статуса весьма и весьма многочисленны.

Субъекты административного права — реальные участники административно-

правовых отношений, обладая административно-правовым статусом, участвуют в

организации публичного управления (государственного и муниципального), в

самой управленческой деятельности, а также в процессе управления

(административных процедурах). Однако административно-правовой статус

раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также

другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус

определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями,

правоограничениями, объемом ответственности.

В качестве принципиального положения следует определить, что субъекты

административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках

следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:

1) в организационно-управленческом праве (отношения по общей

организации управления в различных отраслях и сферах управления);

2) в управленческом процессе, т. е. в рамках использования

управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и

применения иных административно-правовых форм и методов;

3) в административном процессе, т. е. в системе отношений по поводу

обеспечения судебной защиты прав, свобод, законных интересов физических и

юридических лиц;

4) в административно-деликтном праве, т. е. в системе отношений,

возникающих в процессе применения мер административного принуждения

уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим

правовые нормы..

1.2 Виды субъектов аминистративного права

В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные

субъекты административного права.

Индивидуальными субъектами являются граждане Российской Федерации,

иностранные граждане и лица без гражданства.

Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных

отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления.

Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся,

например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения

установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии)

соответствующего государственного органа, обжалования в суд действий

(бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права,

свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное

взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет

жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или

ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т.

д.).

К индивидуальным субъектам административного права относятся также

государственный служащий или должностное лицо. Они занимают государственные

должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и

непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус

одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они

осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого

соответствующие государственно-властные полномочия; выполняют действия и

принимают решения от имени государственных органов (при этом они —

индивидуальные субъекты права).

Коллективные субъекты административного права - - это группы людей,

являющиеся организациями (государственными, негосударственными, частными,

общественными), которые выступают во внешних отношениях как самостоятельные

субъекты права; порядок их создания и деятельность регламентированы

нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях

коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные

нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них

конкретные обязанности.

Государственная организация в научном смысле представляет собой

организационно и юридически единый коллектив, правосубъектность которого

осуществляют уполномоченные лица, действующие как во внешних, так и во

внутриорганизационных отношениях от имени государства.

Организация — это совокупность людей, коллектив; она предполагает

деятельность, рассчитанную на достижение определенных целей и совершаемую

по определенным процедурам (правилам). Признаками организации являются:

совокупность людей;

осуществление деятельности в соответствии с установленными задачами;

определение цели и задач организации;

наличие основной деятельности (ее характера и главных направлений);

соответствующие процедуры (правила) деятельности;

формирование структуры (образуемые подразделения);

нормативное установление компетенции и полномочий соответствующих

должностных лиц (служащих, сотрудников).

Все организации подразделяются на две большие группы: государственные

и негосударственные. Они различаются тем, что их статус, процедуру

учреждения, реорганизации и прекращения деятельности, правовой режим

управленческих действий (решений), порядок защиты прав определяют различные

нормативные правовые акты.

Государственная организация представляет собой часть государственного

механизма (государственной администрации), обладающую определенной

самостоятельностью в реализации принадлежащих ей полномочий, имеющую

соответствующий правовой статус. Ее деятельность направлена на обеспечение

публичных интересов и защиту прав и законных интересов человека и

гражданина. К государственным организациям относятся государственные

органы,, учреждения, предприятия (например, унитарные предприятия).

Предприятия осуществляют производственно-хозяйственную деятельность;

учреждения реализуют в основном полномочия социально-культурного характера

(например, учреждения здравоохранения), а государственные органы обладают

государственно-властными полномочиями, осуществление которых влечет

наступление юридических последствий.

Государственные организации имеют компетенцию, т. е. пределы ведения и

осуществления властных полномочий, которые представляют собой тот или иной

объем государственной деятельности, возложенный на соответствующий орган;

это, по сути, круг решаемых вопросов, предусмотренных правовыми актами.

Компетенция должна иметь нормативный характер и включать следующие

элементы:

1) задачи государственной организации, т. е. чего необходимо ей

достигнуть, для чего она создается или учреждается;

2) функции (главные направления деятельности);

3) установленные нормативными актами права, обязанности, объем

правовой ответственности;

4) формы и методы работы организации применительно к ее задачам,

функциям, правам и обязанностям (принятие нормативных правовых актов

управления, заключение договоров, совершение юридически значимых действий и

т. д.).

Компетенция может быть общей, отраслевой, межотраслевой,

внутриотраслевой, административно-юрисдикционной.

К субъектам административного права относятся и такие государственные

органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти, однако в

своей деятельности выполняют специфические организационно-распорядительные

функции (например, органы законодательной (представительной) власти,

федеральные суды, прокуратура). Они осуществляют управленческую

деятельность внутриорганизационного характера; например, руководители этих

органов издают приказы и распоряжения по организации деятельности самого

органа; применяют меры поощрения и дисциплинарного принуждения; организуют

выполнение в своих органах противопожарных, санитарно-эпидемиологических и

иных общеобязательных правил и норм.

Негосударственными организациями, имеющими статус субъектов

административного права, выступают общественные объединения (общественные

организации, общественные движения, общественные фонды, органы общественной

самодеятельности); некоммерческие организации (религиозные объединения,

фонды, некоммерческие партнерства, учреждения и др.); муниципальные

образования; коммерческие организации (хозяйственные товарищества и

общества, производственные и потребительские кооперативы). Административно-

правовой статус указанных негосударственных организаций устанавливается

федеральными законами, например: от 19 мая 1995 'г. "Об общественных

объединениях" (в ред. ФЗ от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.)1; от 26 мая

1995 г. "О государственной поддержке молодежных и детских общественных

объединений"2; от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и

благотворительных организациях"3; от 30 ноября 1995 г. "О финансово-

промышленных группах"4; от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах" (в

ред. ФЗ от 17 мая 1996 г.)5; от 12 января 1996 г. "О некоммерческих

организациях" (в ред. ФЗ от 26 ноября 1998 г.)°; от 12 января 1996 г. "О

профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"7; от 26

сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях"8; от 8

февраля 1998 г. "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. ФЗ

от 11 июля 1998 г., 31 декабря 1998 г.)9; от 19 июля 1998 г. "Об

особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных

предприятий)".

Полная характеристика правового положения субъектов административного

права, включающая в себя их административную правосубъектность, содержится

в соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актах. Так,

административная правосубъектность физического лица в области образования и

самих образовательных учреждений определяется множеством нормативных актов,

например: Законом РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" (в ред. ФЗ от 13

января 1996 г., 16 ноября 1997 г.), ФЗ от 22 августа 1996 г. "О высшем и

послевузовском профессиональном образовании", ФЗ от 24 июля 1998 г. "Об

основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Положением о

государственной аккредитации высшего учебного заведения, утв.

постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. № 1323, Положением об

экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях

Российской Федерации, утв. приказом Министерства общего и профессионального

образования РФ от 14 октября 1997 г. № 2033. В сфере здравоохранения

административный статус субъектов регламентируется, например, такими

нормативными актами, как: Закон РФ от 2 июля 1992 г. "О психиатрической

помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (в ред. ФЗ от 21 июля 1998

г.), ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии

населения", Правила проведения обязательного медицинского

освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-

инфекции), утв. постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. №

1017. Важным элементом правового статуса общественных объединений и

религиозных организаций являются, например: Правила рассмотрения заявлений

о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве

юстиции Российской Федерации, утв. приказом Министра юстиции РФ от 6

октября 1997 г. № 19-01-122-97, Правила рассмотрения заявлений о

государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции

Российской Федерации, утв. приказом Министерства юстиции РФ от 16 февраля

1998 г. № 19.

Таким образом, субъекты административного права обладают специальным

административно-правовым статусом, установленным действующим российским

административным законодательством. Характер и содержание административной

правосубъектности физических или юридических лиц выявляется путем анализа

системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих

их правовое положение.

1.3 административн-правовой статус гражданина

Правовой статус гражданина – одна из важнейших политико-юридических

категорий, неразрывно связанных с социальной структурой общества, уровнем

демократии и состоянием законности в нем. Юридический статус человека и

гражданина в обществе, государстве представляет собой сложный и

многосторонний конституционно-правовой механизм.

Те контакты, которые возникают между государством и индивидом, а ток

же взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в

юридической форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве

правовой статус индивида. Построение правового гражданского общества

немыслимо, если частное лицо не занимает в его правовой системе одну из

ведущих позиций, если интересы рядового гражданина стоят ниже

государственных. Три юридических кита составляют основу цивилизованной

человеческой системы – права и свободы человека, приоритет частного права,

независимое и сильное правосудие.

Взаимосвязи государства и личности нуждаются в четкой упорядоченности

и урегулированности. Правовой статус индивида законодательно закрепляется

государством в конституции и других нормативно правовых актах.

Правовой статус гражданина, природа прав и обязанностей привлекают

пристальное внимание специалистов различных отраслей права. Это обусловлено

тем, что правовой статус гражданина представляет собой комплексный правовой

институт. Вместе с тем каждый человек является субъектом правового общения

как в целом так и отдельных областях. Поэтому его статус в той или иной

области регулируются нормами той или иной отрасли права.

Согласно Конституции человек, его права и свободы являются высшей

ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и

гражданина — обязанность государства. Каждый гражданин России обладает на

ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности,

предусмотренные Конституцией.

Эти конституционные положения являются исходными для административно-

правового статуса граждан, который определяется нормами конституционного,

административного и других отраслей права путем предоставления гражданам

прав, свобод и возложения на них обязанностей в сфере управления, а также

установления ответственности граждан перед государством.

По своей юридической природе права, свободы, обязанности и

ответственность граждан в сфере управления ничем не отличаются от иных

прав, свобод, обязанностей и ответственности, которыми граждане обладают во

всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.

Все граждане России равны перед законом независимо от происхождения,

социального и имущественного положения, расовой и национальной

принадлежности, пола, образования, языка, убеждений, отношения к религии,

принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, места

жительства и других обстоятельств.

Основные права, свободы и обязанности граждан определены Конституцией,

конституциями республик в составе России, российским законом о гражданстве,

законами о гражданстве республик в составе Российской Федерации. Их

конкретизация содержится в административном и ином законодательстве.

Общий административно-правовой статус индивида принято называть

статусом гражданина. До 1992 г. все ученые вслед за законодателем различали

три разновидности граждан: граждане СССР (РСФСР), иностранцы и лица без

гражданства. Но после распада СССР, образования СНГ, принятия российского

Закона «О гражданстве» всех лиц по признаку гражданства необходимо поделить

на шесть групп: граждане Российской Федерации, лица с двойным гражданством,

почетные граждане, граждане «ближнего зарубежья» (республик СНГ, кроме

России), иностранцы и лица без гражданства. Конечно, внутри каждой из

названных родовых общностей есть различия. Так, административно-правовые

статусы постоянно проживающих и временно прибывших иностранцев не

идентичны. Но это уже внутриродовые особенности.

Сейчас можно говорить о трех категориях граждан России (обычных,

почетных и с двойным гражданством) и о трех категориях лиц («ближнего» и

«дальнего зарубежья», лицах без гражданства), не имеющих российского

гражданства.

С точки зрения первичного источника, первичной правовой основы можно

различать конституционные права граждан, а также права, первично

урегулированные законами и подзаконными актами. Соответственно права

граждан, закрепленные административными нормами, можно поделить на две

группы:

1. Конкретизирующие, развивающие, обеспечивающие реализацию

конституционных прав. Они являются вторичными по отношению к

конституционным правам, производными от них, условно их можно назвать

конституционно-административными;

2. Права, регулируемые только нормами административного права,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.