Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права
принятое органом исполнительной власти постановление в суд, если считает,
что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может и
не обжаловать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе
исполнительной власти государственную должность государственной службы,
обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать
соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии
достаточных оснований возбудить производство по делу об административном
правонарушении; данное постановление является реализацией его правового
статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего
правового статуса весьма и весьма многочисленны.
Субъекты административного права — реальные участники административно-
правовых отношений, обладая административно-правовым статусом, участвуют в
организации публичного управления (государственного и муниципального), в
самой управленческой деятельности, а также в процессе управления
(административных процедурах). Однако административно-правовой статус
раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также
другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус
определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями,
правоограничениями, объемом ответственности.
В качестве принципиального положения следует определить, что субъекты
административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках
следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:
1) в организационно-управленческом праве (отношения по общей
организации управления в различных отраслях и сферах управления);
2) в управленческом процессе, т. е. в рамках использования
управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и
применения иных административно-правовых форм и методов;
3) в административном процессе, т. е. в системе отношений по поводу
обеспечения судебной защиты прав, свобод, законных интересов физических и
юридических лиц;
4) в административно-деликтном праве, т. е. в системе отношений,
возникающих в процессе применения мер административного принуждения
уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим
правовые нормы..
1.2 Виды субъектов аминистративного права
В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные
субъекты административного права.
Индивидуальными субъектами являются граждане Российской Федерации,
иностранные граждане и лица без гражданства.
Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных
отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления.
Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся,
например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения
установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии)
соответствующего государственного органа, обжалования в суд действий
(бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права,
свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное
взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет
жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или
ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т.
д.).
К индивидуальным субъектам административного права относятся также
государственный служащий или должностное лицо. Они занимают государственные
должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и
непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус
одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они
осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого
соответствующие государственно-властные полномочия; выполняют действия и
принимают решения от имени государственных органов (при этом они —
индивидуальные субъекты права).
Коллективные субъекты административного права - - это группы людей,
являющиеся организациями (государственными, негосударственными, частными,
общественными), которые выступают во внешних отношениях как самостоятельные
субъекты права; порядок их создания и деятельность регламентированы
нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях
коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные
нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них
конкретные обязанности.
Государственная организация в научном смысле представляет собой
организационно и юридически единый коллектив, правосубъектность которого
осуществляют уполномоченные лица, действующие как во внешних, так и во
внутриорганизационных отношениях от имени государства.
Организация — это совокупность людей, коллектив; она предполагает
деятельность, рассчитанную на достижение определенных целей и совершаемую
по определенным процедурам (правилам). Признаками организации являются:
совокупность людей;
осуществление деятельности в соответствии с установленными задачами;
определение цели и задач организации;
наличие основной деятельности (ее характера и главных направлений);
соответствующие процедуры (правила) деятельности;
формирование структуры (образуемые подразделения);
нормативное установление компетенции и полномочий соответствующих
должностных лиц (служащих, сотрудников).
Все организации подразделяются на две большие группы: государственные
и негосударственные. Они различаются тем, что их статус, процедуру
учреждения, реорганизации и прекращения деятельности, правовой режим
управленческих действий (решений), порядок защиты прав определяют различные
нормативные правовые акты.
Государственная организация представляет собой часть государственного
механизма (государственной администрации), обладающую определенной
самостоятельностью в реализации принадлежащих ей полномочий, имеющую
соответствующий правовой статус. Ее деятельность направлена на обеспечение
публичных интересов и защиту прав и законных интересов человека и
гражданина. К государственным организациям относятся государственные
органы,, учреждения, предприятия (например, унитарные предприятия).
Предприятия осуществляют производственно-хозяйственную деятельность;
учреждения реализуют в основном полномочия социально-культурного характера
(например, учреждения здравоохранения), а государственные органы обладают
государственно-властными полномочиями, осуществление которых влечет
наступление юридических последствий.
Государственные организации имеют компетенцию, т. е. пределы ведения и
осуществления властных полномочий, которые представляют собой тот или иной
объем государственной деятельности, возложенный на соответствующий орган;
это, по сути, круг решаемых вопросов, предусмотренных правовыми актами.
Компетенция должна иметь нормативный характер и включать следующие
элементы:
1) задачи государственной организации, т. е. чего необходимо ей
достигнуть, для чего она создается или учреждается;
2) функции (главные направления деятельности);
3) установленные нормативными актами права, обязанности, объем
правовой ответственности;
4) формы и методы работы организации применительно к ее задачам,
функциям, правам и обязанностям (принятие нормативных правовых актов
управления, заключение договоров, совершение юридически значимых действий и
т. д.).
Компетенция может быть общей, отраслевой, межотраслевой,
внутриотраслевой, административно-юрисдикционной.
К субъектам административного права относятся и такие государственные
органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти, однако в
своей деятельности выполняют специфические организационно-распорядительные
функции (например, органы законодательной (представительной) власти,
федеральные суды, прокуратура). Они осуществляют управленческую
деятельность внутриорганизационного характера; например, руководители этих
органов издают приказы и распоряжения по организации деятельности самого
органа; применяют меры поощрения и дисциплинарного принуждения; организуют
выполнение в своих органах противопожарных, санитарно-эпидемиологических и
иных общеобязательных правил и норм.
Негосударственными организациями, имеющими статус субъектов
административного права, выступают общественные объединения (общественные
организации, общественные движения, общественные фонды, органы общественной
самодеятельности); некоммерческие организации (религиозные объединения,
фонды, некоммерческие партнерства, учреждения и др.); муниципальные
образования; коммерческие организации (хозяйственные товарищества и
общества, производственные и потребительские кооперативы). Административно-
правовой статус указанных негосударственных организаций устанавливается
федеральными законами, например: от 19 мая 1995 'г. "Об общественных
объединениях" (в ред. ФЗ от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.)1; от 26 мая
1995 г. "О государственной поддержке молодежных и детских общественных
объединений"2; от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях"3; от 30 ноября 1995 г. "О финансово-
промышленных группах"4; от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах" (в
ред. ФЗ от 17 мая 1996 г.)5; от 12 января 1996 г. "О некоммерческих
организациях" (в ред. ФЗ от 26 ноября 1998 г.)°; от 12 января 1996 г. "О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"7; от 26
сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях"8; от 8
февраля 1998 г. "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. ФЗ
от 11 июля 1998 г., 31 декабря 1998 г.)9; от 19 июля 1998 г. "Об
особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных
предприятий)".
Полная характеристика правового положения субъектов административного
права, включающая в себя их административную правосубъектность, содержится
в соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актах. Так,
административная правосубъектность физического лица в области образования и
самих образовательных учреждений определяется множеством нормативных актов,
например: Законом РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" (в ред. ФЗ от 13
января 1996 г., 16 ноября 1997 г.), ФЗ от 22 августа 1996 г. "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании", ФЗ от 24 июля 1998 г. "Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Положением о
государственной аккредитации высшего учебного заведения, утв.
постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. № 1323, Положением об
экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях
Российской Федерации, утв. приказом Министерства общего и профессионального
образования РФ от 14 октября 1997 г. № 2033. В сфере здравоохранения
административный статус субъектов регламентируется, например, такими
нормативными актами, как: Закон РФ от 2 июля 1992 г. "О психиатрической
помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (в ред. ФЗ от 21 июля 1998
г.), ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения", Правила проведения обязательного медицинского
освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-
инфекции), утв. постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. №
1017. Важным элементом правового статуса общественных объединений и
религиозных организаций являются, например: Правила рассмотрения заявлений
о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве
юстиции Российской Федерации, утв. приказом Министра юстиции РФ от 6
октября 1997 г. № 19-01-122-97, Правила рассмотрения заявлений о
государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции
Российской Федерации, утв. приказом Министерства юстиции РФ от 16 февраля
1998 г. № 19.
Таким образом, субъекты административного права обладают специальным
административно-правовым статусом, установленным действующим российским
административным законодательством. Характер и содержание административной
правосубъектности физических или юридических лиц выявляется путем анализа
системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих
их правовое положение.
1.3 административн-правовой статус гражданина
Правовой статус гражданина – одна из важнейших политико-юридических
категорий, неразрывно связанных с социальной структурой общества, уровнем
демократии и состоянием законности в нем. Юридический статус человека и
гражданина в обществе, государстве представляет собой сложный и
многосторонний конституционно-правовой механизм.
Те контакты, которые возникают между государством и индивидом, а ток
же взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в
юридической форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве
правовой статус индивида. Построение правового гражданского общества
немыслимо, если частное лицо не занимает в его правовой системе одну из
ведущих позиций, если интересы рядового гражданина стоят ниже
государственных. Три юридических кита составляют основу цивилизованной
человеческой системы – права и свободы человека, приоритет частного права,
независимое и сильное правосудие.
Взаимосвязи государства и личности нуждаются в четкой упорядоченности
и урегулированности. Правовой статус индивида законодательно закрепляется
государством в конституции и других нормативно правовых актах.
Правовой статус гражданина, природа прав и обязанностей привлекают
пристальное внимание специалистов различных отраслей права. Это обусловлено
тем, что правовой статус гражданина представляет собой комплексный правовой
институт. Вместе с тем каждый человек является субъектом правового общения
как в целом так и отдельных областях. Поэтому его статус в той или иной
области регулируются нормами той или иной отрасли права.
Согласно Конституции человек, его права и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина — обязанность государства. Каждый гражданин России обладает на
ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности,
предусмотренные Конституцией.
Эти конституционные положения являются исходными для административно-
правового статуса граждан, который определяется нормами конституционного,
административного и других отраслей права путем предоставления гражданам
прав, свобод и возложения на них обязанностей в сфере управления, а также
установления ответственности граждан перед государством.
По своей юридической природе права, свободы, обязанности и
ответственность граждан в сфере управления ничем не отличаются от иных
прав, свобод, обязанностей и ответственности, которыми граждане обладают во
всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.
Все граждане России равны перед законом независимо от происхождения,
социального и имущественного положения, расовой и национальной
принадлежности, пола, образования, языка, убеждений, отношения к религии,
принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, места
жительства и других обстоятельств.
Основные права, свободы и обязанности граждан определены Конституцией,
конституциями республик в составе России, российским законом о гражданстве,
законами о гражданстве республик в составе Российской Федерации. Их
конкретизация содержится в административном и ином законодательстве.
Общий административно-правовой статус индивида принято называть
статусом гражданина. До 1992 г. все ученые вслед за законодателем различали
три разновидности граждан: граждане СССР (РСФСР), иностранцы и лица без
гражданства. Но после распада СССР, образования СНГ, принятия российского
Закона «О гражданстве» всех лиц по признаку гражданства необходимо поделить
на шесть групп: граждане Российской Федерации, лица с двойным гражданством,
почетные граждане, граждане «ближнего зарубежья» (республик СНГ, кроме
России), иностранцы и лица без гражданства. Конечно, внутри каждой из
названных родовых общностей есть различия. Так, административно-правовые
статусы постоянно проживающих и временно прибывших иностранцев не
идентичны. Но это уже внутриродовые особенности.
Сейчас можно говорить о трех категориях граждан России (обычных,
почетных и с двойным гражданством) и о трех категориях лиц («ближнего» и
«дальнего зарубежья», лицах без гражданства), не имеющих российского
гражданства.
С точки зрения первичного источника, первичной правовой основы можно
различать конституционные права граждан, а также права, первично
урегулированные законами и подзаконными актами. Соответственно права
граждан, закрепленные административными нормами, можно поделить на две
группы:
1. Конкретизирующие, развивающие, обеспечивающие реализацию
конституционных прав. Они являются вторичными по отношению к
конституционным правам, производными от них, условно их можно назвать
конституционно-административными;
2. Права, регулируемые только нормами административного права,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|