рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административная ответственность за коррупционные деяния по законодательству Украины

систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных

лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными

законодательством способами;

— лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит

ответственности на основании законодательства, действующего во время и

по месту совершения правонарушения;

— акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные

правонарушения, имеют обратную силу, т.е. распространяются и на

правонарушения, совершённые до издания этих актов;

— акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за

административные правонарушения, обратной силы не имеют;

— производство по делам об административных правонарушениях ведётся на

основании законодательства, действующего во время и по месту

рассмотрения дела о правонарушении, п

Перечисленные общие положения имеют значение и для при- | менения

Закона «О борьбе с коррупцией». При этом следует учитывать, что

основания для применения мер воздействия за коррупционные

правонарушения содержатся только в указанном Законе; применять эти меры

воздействия может только суд,/ решения которого обжалованию не

подлежат, но могут быть опротестованы; Закон «О борьбе с коррупцией»

как акт, устанавливающий ответственность за коррупционные

правонарушения, обратной силы не имеет.

1

5. В соответствии со статьей 9 КоАП административным пра-^

вонарушением признаётся посягающее на государственный или общественный

порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный

порядок управления противоправное, виновное (умышленное или

неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством

предусмотрена административная ответственность.

• По аналогии конструкции данного определения, коррупци-онным

правонарушением следует признавать общественно-опасное, посягающее на

установленный порядок осуществления лицами, уполномоченными на

выполнение функций государства, предоставленных им полномочий,

противоправное, умышленное действие или бездействие, за которое Законом

Украины «О борьбе с коррупцией» предусмотрена административная и иные

виды ответственности.

Данное понятие раскрывает материальное содержание, юридическую природу

и социальную сущность коррупционного правонарушения и тем самым

определяет такие его признаки, как общественная опасность,

противоправность, наказуемость, виновность и объект посягательства.

Конкретные составы коррупционных правонарушений предусмотрены в статьях

1, 5—11 Закона «О борьбе с коррупцией», в которых описываются

конкретные проявления противоправного поведения, включающие объективные

и субъективные признаки, а также пределы наказуемости. Поведение

субъектов, уполномоченных на выполнение функций государства, не

ограничено запретами, изложенными в указанных статьях Закона, не имеет

юридического значения при его применении.

(-->. 6. В отличие от общих принципов законодательства об

ответственности за административные правонарушения, в соответствии с

которыми создание условий для административного правонарушения не

является основанием для привлечения к ответственности, в Законе «О

борьбе с коррупцией» предусмотрена ответственность за совершение не

только коррупционных деяний, но и нарушение определённых ограничений,

направленных на предупреждение коррупционных деяний, которые сами по

себе, в отрыве от общего смысла и содержания Закона, выглядят как виды

подготовительных действий или способы покушений на совершение

коррупционных деяний.

^^ 7. Принципы законодательства об административных правонарушениях не

исключают того, что за определённые административные правонарушения

можно понести также дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную и

иную ответственность. Взаимоисключающими являются лишь административная

и уголовная ответственности за совершение одного и того же деяния.

|8. В отличие от административных правонарушений, многие из которых не

носят общественно-опасный характер, хотя и являются антиобщественными

проявлениями, коррупционные пра-

вонарушения, в каких бы конкретных деяниях они не выражались, всегда

представляют общественную опасность, поскольку они объективно способны

причинять или создавать угрозу причинения вреда государству и обществу,

а именно установленному порядку осуществления служебных полномочий

лицами, уполномоченными на выполнение функции государства.

9. Признак противоправности отражает запрещённость определённого

поведения как причиняющего или создающего угрозу причинения вреда.

10. Признак наказуемости является обязательным для коррупционных

правонарушений, поэтому нормы, предусматривающие их, выгодно отличаются

от некоторых других. Например, в соответствии со статьей 5 Закона «О

статусе депутатов местных ^Советов народных депутатов» депутат не может

использовать свой депутатский мандат в целях, не связанных с

депутатской деятельностью. Однако случаи нарушения этого запрета

неединичны, хотя ответственности за это виновные депутаты практически

не несут благодаря тому, что для приведенной нормы, содержащей признаки

противоправности и виновности, признак наказуемости не характерен.

11. Виновность как признак коррупционных правонарушений предполагает

наличие у лица соответствующего психического отношения к совершённому

действию или бездействию, а именно умысла, о чем свидетельствует

проведенный анализ норм Закона «О борьбе с коррупцией»

Целью административного взыскания в виде штрафа, который, согласно

статьям 7—11 Закона «О борьбе с корруп-щией», налагается на

правонарушителей, является, как целью •любого другого административного

взыскания, воспитания лица в духе соблюдения законов, так и

предупреждением подобных нарушений как самим правонарушителем, так и

другими лицами, уполномоченными на выполнение функций государства (по

аналогии со статьей 23 КоАП).

г-\ 24. Статьями 24—32 КоАП предусмотрены различные виды ,'

административных взысканий. При этом, как следует из смыс-' ла статьи

24 КоАП, за конкретное правонарушение может быть ' применено лишь такое

взыскание, которое прямо предусмотрено в норме, предусматривающей

ответственность за это правонарушение. Из всех видов административных

взысканий Законом «О борьбе с коррупцией» предусмотрен лишь штраф,

который является основным видом наказания и может взыскиваться только в

денежной форме в тех относительно-определённых размерах, которые

установлены нормами указанного Закона.

Дополнительными видами административных взысканий, согласно статье 25

КоАП, являются конфискация и возмездное изъятие предметов, однако они,

наряду со штрафом, по делам о коррупционных правонарушениях

применяться не могут, поскольку в санкциях статей 7—11 Закона «О

борьбе с коррупцией» не предусмотрены. Часть 3 статьи 1 этого Закона

предполагает специфический порядок взыскания (возмещения) предметов

коррупционных правонарушений, который, согласно пункту 4 постановления

Верховного Совета Украины от 5 октября 1995 г. «О порядке введения в

действие Закона Украины «О борьбе с коррупцией», регулируется

специальным Положением, принятым Кабинетом Министров Украины.

Правила наложения административного взыскания за коррупционные

правонарушения регулируются главой 4 КоАП. В соответствии с ними:

— взыскание за коррупционное правонарушение налагается судом в

пределах, установленных в санкциях статей 7—11 Закона «О борьбе с

коррупцией»;

— при наложении взыскания учитываются характер совершённого

правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное

положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

— при совершении лицом двух и более коррупционных правонарушений

административное взыскание налагается в пределах санкции,

установленной за более серьёзное правонарушение из числа совершённых.

При этом могут применяться также иные виды дополнительной

ответственности, предусмотренные санкциями этих норм (см. комментарий

к статье 7 Закона);

— административное взыскание может быть наложено не позднее двух

месяцев со дня совершения коррупционного правонарушения, при длящемся

правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения, а в случае отказа

в возбуждении уголовного дела либо его прекращения, но при наличии в

действиях нарушителя признаков коррупционного правонарушения — не

позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении

уголовного дела либо о его прекращении (при этом давнос-тный срок

завершается в 12 часов ночи последних суток установленного срока).

—----

Срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся

административному взысканию, в сатьях 7 и 8 Закона «р борьбе о.

коррупцией» устанавливается иначе, чем Э10\ определено в статье 39 КоАП

Украины, где такой срок равен году со дня окончания исполнения

взыскания. Анализ норм, изложенных в указанных статьях, показывает, что

лицо считается не подвергавшимся административному взысканию лишь после

того, как пройдёт три года со дня его увольнения с должности или иного

отстранения от выполнения функций государства, связанного с совершением

им коррупционного деяния;

если речь идёт о народном депутате Украины, народном депутате

Автономной Республики Крым, депутате или председателе местного Совета

народных депутатов — пять лет с момента прекращения депутатских

полномочий, связанного с совершением/ такого деяния. В случае, когда

лицо уволено с должности или иным образом отстранено от выполнения

функций государства за нарушение им специальных ограничений,

предусмотренных статьей 5 Закона, такой срок составляет один год со дня

его увольнения (иного отстранения от выполнения функций государства). В

случае совершения иных правонарушений, связанных с 1 коррупцией,

предусмотренных статьями 6, 9—11 Закона, срок, по истечении которого

лицо считается не подвергавшимся административному взысканию,

законодательством Украины не установлен. Его следовало бы установить в

пределах, предусмотренных статьей 39 КоАП Украины.

Дисциплинарная ответственность за совершение коррупционного деяния и

иного правонарушения, связанного с кор-1) рупцией, является производной

от административной ответствен-1 нести за такие же правонарушения. Она

применяется на основа-! нии постановления суда о привлечении к

административной ответственности за эти правонарушения и в случаях,

предусмотренных частями 1 и 2 статьи 7, частью 2 статей 8 и 9, частью 3

статей 10 и 11 Закона «О борьбе с коррупцией». ,

28. Основания и порядок привлечения лица к дисциплинарной

ответственности за совершение коррупционного деяния или ;

иного правонарушения, связанного с коррупцией, определяются нормами

иных законодательных актов Украины в части, не противоречащей Закону «О

борьбе с коррупцией».

раины предусматривают обязательное получение письменного объяснения от

лица, совершившего дисциплинарный проступок, а в случае необходимости —

проведение служебной проверки, срок который не может превышать двух

месяцев. О наложении дисциплинарного взыскания издаётся приказ

прокурора, с которым работник ознакамливается под роспись. С приказом

могут быть ознакомлены работники соответствующей прокуратуры, а также,

при необходимости, личный состав органов прокуратуры Украины.

54. Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Украины каких-либо

особенностей дисциплинарного производства, по сравнению с положениями

КЗоТ Украины и Закона «О государственной службе» не установлено.

55. Во Временном дисциплинарном уставе Вооружённых Сил Украины данный

порядок регламентируется достаточно подробно. Статьями 87—111 устава

предусмотрено проведение дисциплинарного расследования, установлен срок

его проведения (5 суток), определены лица, которым можно или нельзя

поручить его проведение, указаны порядок принятия решения о наложении

дисциплинарного взыскания и его оглашения.

56. Как следует из статей 222, 232 КЗоТ Украины, обжалование

дисциплинарного взыскания в виде увольнения с должности любого

государственного служащего, кроме судей, прокурорско-следственных

работников и имеющих классные чины работников учебных, научных и других

учреждений прокуратуры, а также военнослужащих и лиц рядового и

начальствующего составов органов внутренних дел, производится в

районном (городском) суде в порядке, установленном статьями 233—241'

КЗоТ Украины.

57. Согласно пункту 5 статьи 35 Закона «О статусе судей», судьями

обжалуется не сам факт увольнения с должности, а лишь решение

квалификационной комиссии о наложении дисциплинарного взыскания.

Обжалование производится в течение 10 дней в Высшей квалификационной

комиссии судей Украины.

58. Работником прокуратуры Украины приказ об увольнении его с должности

может быть обжалован в Верховный Суд Украины в месячный срок со дня

ознакомления с приказом, как указано в части 2 статьи 16

Дисциплинарного устава прокуратуры Украины.

59. В соответствии со статьями 40, 43 Дисциплинарного устава органов

внутренних дел Украины, при увольнении со службы по инициативе

администрации работник милиции обжалует неправомерные действия

начальников у вышестоящих должностных лиц, а в случае отклонения ими

его жалобы — обращается в суд. В органах внутренних дел жалоба должна

быть рассмотрена в срок до одного месяца; в случае необходимости

проведения специальной проверки этот срок может быть продлён ещё на

один месяц.

60. Согласно действующему порядку, установленному в статьях 118—122

Временного дисциплинарного устава Вооружённых Сил Украины,

военнослужащий подаёт жалобу о его незаконном увольнении со службы

непосредственному начальнику того лица, чьим решением он был уволен, а

в случае отклонения им жалобы — в военный суд.

61. В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона «О борьбе с

коррупцией» государственный или выборный орган, после получения

постановления суда о наложении административного взыскания на лицо,

совершившее правонарушение, связанное с коррупцией, вправе

самостоятельно решать вопрос об увольнении виновного с должности или об

ином его отстранении от выполнения функций государства. При этом факт

совершения указанного правонарушения считается установленным.

Служебным расследованием (проверкой) могут устанавливаться лишь

отдельные обстоятельства совершения коррупционного правонарушения,

связанные с нарушением служебных (трудовых) обязанностей лица, причины

совершения правонарушения и условия, ему способствовавшие. По окончании

расследования соответствующим государственным органом (должностным

лицом) не может быть принято решение о Применении к виновному другого

вида дисциплинарного взыскания, кроме увольнения с должности, поскольку

последнее предусмотрено как единственно возможный вид дисциплинарного

взыскания за корруп-

ционные правонарушения.

Если решение суда о наложении административного взыскания за

коррупционное правонарушение опротестовано в установленном законом

порядке, то государственный орган (должностное лицо) обязан

приостановить принятие решения об увольнении с должности до вступления

в силу постановления суда.

62. Увольнение лица с должности за совершение коррупционного

правонарушения должно производиться на основании статьи 41 КЗоТ

Украины.

63. Согласно части 7 статьи 32 Закона «О статусе народного депутата

Украины», народный депутат Украины в течение пяти лет после окончания

его полномочий не может быть в порядке дисциплинарного взыскания уволен

с работы по инициативе владельца предприятия, организации, учреждения

или уполномоченного им органа; с воинской службы, службы в органах

Министерства внутренних дел. Службы безопасности Украины — по

инициативе командования, исключён из колхоза другого кооператива,

учебного заведения, понижен в должности или в звании без

предварительного согласия Верховного Совета Украины.

Аналогичное положение в отношении действующего народного депутата

Украины законодательством не установлено и установлено быть не может,

поскольку, согласно статье 4 Закона «О статусе народного депутата

Украины», народный депутат Украины осуществляет свои полномочия на

постоянной основе и не имеет

права занимать другие должности в государственных органах и,

их аппарате. В этой связи следует признать, что в том случае, если

народный депутат Украины, в нарушение действующего законодательства,

всё же занимает должность государственного служащего, к нему как к

государственному служащему могут применяться любые меры

дисциплинарного взыскания, в том числе увольнение с должности без

предварительного согласия на это Верховного Совета.

64. Законом «О статусе депутатов местных Советов народных депутатов» не

запрещено привлекать депутатов местных Советов к дисциплинарной

ответственности за нарушения, допущенные ими по месту их основной

работы (депутаты местных Советов, согласно статье 5 данного Закона, не

имеют права занимать должности глав местных государственных

администраций, их заместителей, руководителей их структурных

подразделений, а также являться прокурорами, судьями и арбитрами, но,

согласно статье 4 этого же Закона, осуществляют свои полномочия, не

порывая с другой служебной деятельностью).

Следовательно, руководители депутатов местных Советов, работающих

постоянно в других государственных органах, вправе привлекать их к

дисциплинарной ответственности за совершение любых дисциплинарных

правонарушений, в том числе и содержащих признаки коррупционных,

независимо от привлечения или непривлечения таких депутатов к

административной ответственности за коррупционные правонарушения.

65. Невозможность привлечь к административной ответственности за

совершение коррупционных правонарушений других лиц, которые пользуются

так называемым правом неприкосновенности (например, судей), в случаях,

когда, скажем, установленный законодательством двухмесячный срок для

привлечения лица к административной ответственности истёк, не исключает

их привлечения к дисциплинарной ответственности в общем порядке,

поскольку коррупционное правонарушение всегда содержит в себе признаки

дисциплинарного, а установленный Законом «О борьбе с коррупцией»

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.